В Ленинградской области есть озеро, на которое не распространяется юрисдикция государственной власти. Ни одно из профильных ведомств не смогло ответить нам, на каком основании с июня этого года вырубают лес на берегах Высокинского озера близ Приморска в Выборгском районе.
Высокинское — немаленькое озеро, площадь акватории — восемь с половиной квадратных километров, пользуется огромной популярностью у туристов. Такие объекты должны входить в государственный водный реестр региона, за который отвечает Комитет по природным ресурсам Ленинградской области. На берегах озера пока еще растет лес, который должен находиться на попечении Рослесхоза. Однако когда этот лес начали вырубать, оба ведомства от него открестились. Озеро кануло в правовую пустоту.
Тайный порт
Высокинское находится неподалеку от участка на берегу Финского залива, где ООО «Приморский УПК» намеревается построить грузовой порт и где в мае этого года уже вырубил более 250 га леса. Озеро расположено рядом с заливом: между пресной водой и морской перемычка шириной километр. Согласно Постановлению Правительства ЛО № 450 от 23.12.2011, озеро вместе с берегами входило в зону проектирования нового района Высокинский морского порта Приморск. Подписавший документ тогдашний губернатор Валерий Сердюков не сам придумал уничтожить озеро: он исполнял распоряжения Правительства РФ от 1 апреля 2008 года № СИ-П9-1935 (за подписью Сергея Иванова) и от 10 декабря 2010 года № ИС-П9-8498 (за подписью Игоря Сечина).
Существует несколько картографических схем, на которых туристическая достопримечательность Карельского перешейка по всему периметру залита темно-серым цветом промзоны. Поэтому, когда весной 2019 года рубки почти синхронно начались и на участке Приморского УПК в районе Карасевки и Балтийского, и на Высокинском, это не выглядело совпадением. Да и рабочие, рубившие там, простодушно отвечали жителям, что «здесь будет порт». Но есть одно противоречие: в участок проектирования Приморского УПК (760 га, проект обсуждался на общественных слушаниях в июле) Высокинское не входит.
На вопрос «Новой», намерен ли застройщик занимать берега озера, в пресс-службе УПК ответили отрицательно. Но что в таком случае происходит под Приморском?
Если там действительно рубят под портовую инфраструктуру, то под чью? Если же это следующая очередь Приморского УПК, то почему контролирующие органы молчат?
Сверхсекретная приватизация
На наш запрос еще в июне 2019 года Комитет по природным ресурсам ответил, что берега Высокинского озера не относятся к лесному фонду. Поэтому, по словам зампредседателя комитета Спартака Чхетии, они не уполномочены рассматривать связанные с ним вопросы. (О том, что само озеро относится к водному фонду, за который в регионе отвечает как раз его комитет, он почему-то умолчал.) Действительно, лес на берегу относится к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи (…) обороны и безопасности и иного спецназначения» с видом использования «для спецнадобностей». Обычно это означает, что территория находится в ведении Министерства обороны.
Долгие годы 3600 гектаров берега находились в пользовании ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королёва (при этом капитальные постройки занимали лишь 158 га, а на остальной территории рос сосновый лес). В 1990-х годах деятельность корпорации прекратилась, здания использовались под коммерческие цели. Объявившее себя ее правопреемником ОАО «ПНТЦ «РКК «Энергия» при странных обстоятельствах в 2012 году приватизировало эти 3600 гектаров по символической цене 50 рублей за гектар, тут же перепродало более чем в 150 раз (!) дороже и затем немедленно самоликвидировалось.
Фото предоставлено движением «Против захвата озер»
Берегами озера завладело некое ООО «Форт», купившее землю у «Энергии». Гигантский участок 47:01:1318001:418, доставшийся «Форту», обнимал все озеро по периметру. ОАО «Морской торговый порт «Приморск» пыталось оспорить приватизацию в Арбитражном суде. Делом заинтересовалась Генеральная прокуратура. С ее подачи в суд обратилось и правительство Ленинградской области, однако вскоре сменился губернатор региона, и новый губернатор Александр Дрозденко отозвал исковое требование.
В ходе разбирательств на операции с участком был наложен арест, а сейчас он и вовсе исчез с кадастровой карты. Его площадь полностью поделена между тремя новыми участками, находящимися в ведении Минобороны. Это подтвердил «Новой» недавний ответ департамента Рослесхоза по СЗФО.
Выходит, государство сумело вернуть себе озеро? Хотя в данном случае непонятно, чья победа хуже: ведь именно государство и намеревается превратить Высокинское в огромный технический ковш для грузового порта. Впрочем, «Форт» тоже не дремлет. Прошлой зимой на берегах озера появились от его имени щиты с надписью «Частная собственность. Нахождение на территории запрещено», а для верности тяжелой техникой перекопали подъезды к озеру. Добавим, что «Форт», согласно сайту компании, занимается «судостроением, промышленным строительством, поставкой судовой изоляции». И если предположить, что Высокинское просто оспаривают друг у друга два портовых застройщика, один из которых заручился поддержкой государства, то любой исход такого противостояния не сулит озеру ничего хорошего.
Не рубка не леса
Но в чьем бы владении ни находились участки, растущий на них лес остается государственной собственностью и контролируется территориальным органом Рослесхоза. За леса, растущие на землях Минобороны, отвечают военные лесничества. В случае с Высокинским ответственным было Морозовское лесничество Министерства обороны. С вопросом, на каком основании ведется рубка, «Новая» обратилась в департамент Рослесхоза и получила неожиданный ответ. Заместитель начальника Ф. Г. Мартыненко сообщил нам, что участки вдоль берега государственные, а вот леса там, оказывается, и вовсе нет! «Согласно материалам действующего лесоустройства, данные участки не относятся к лесам, расположенным на землях обороны и безопасности, и не входят в границы Морозовского лесничества Минобороны России», — говорится в ответе. Выходит, что во время приватизации-расприватизации сосновый бор был вычеркнут из списка лесов! Территориальное управление имущественных отношений Минобороны по СЗФО, куда Рослесхоз переслал наше письмо, и вовсе ничего не ответило.
22 октября во время рейда приморские активисты обнаружили две точки складирования и отгрузки свежей древесины к северу от озера, примерно в 800 метрах от берега. На погрузке работала техника, ездили лесовозы. Активисты сделали снимки, где прекрасно виден лес, который ведомства лесом не считают и полагают, что согласовывать его рубку не нужно. Кроме того, на фото с дрона хорошо видна большая рубка в западной части озера, прямо на перемычке с заливом. Жители также сообщают о рубках на Комарином мысе и у реки Сенокосной. То есть рубят со всех сторон.
Скорее всего, судебная борьба за берега озера на самом деле сводилась к тому, кто будет контролировать будущий портовый район Высокинский, и о сохранении природного объекта речь вовсе не шла.
К моменту, когда разбирательство закончилось, победитель не успел создать проекта его освоения, так как не было ясности с правоустанавливающими документами. Но застройщик порта ждать не привык. Тем более что и на участке Приморского УПК лес срубили безо всяких согласований. Таким образом, можно предположить, что рубка на Высокинском все-таки имеет отношение к строящемуся порту, несмотря на заверения Приморского УПК. Проект согласуют задним числом, когда все будет построено, а статус земель Минобороны позволяет игнорировать запросы общественности: военная тайна!
Пожалуй, было бы лучше разом забрать у Минобороны все его леса и оптом передать в лесной фонд. Тем более что именно так предписывает крепко забытое, хотя и действующее Постановление Правительства РФ № 135 от 1998 года, согласно которому неиспользуемый оборонный лес должен быть возвращен обратно в лесной фонд. Конечно, это не спасет его от расхищения, но в случае с «гражданским» лесом общественность хотя бы получит право знать, что происходит. Пока же работы идут под грифом «Секретно».
Статья опубликована в “Новой Газете. СПб” http://novayagazeta.spb.ru/articles/12348/