Суд отказал жителям, которые требовали у Правительства Ленинградской области установления положенного по закону публичного сервитута к берегам озер Глухариное и Проточное в Приозерском районе. В 2012 году эти два озера были полностью огорожены гигантским забором охотхозяйства Николая Шамалова (агентство «Рейтерс» называет его сватом Владимира Путина). Правительство ЛО в лице комитета по природным ресурсов разрешило охотхозяйству «Приозерское общество охотников и рыболовов», принадлежащему Шамалову, огородить забором периметром почти 13 км площадь 880 Га, из которых 560 относятся к лесному фонду. Внутри также оказались два озера. За забором содержатся завезенные туда животные (кабаны, олени, косули): охотхозяйство за деньги предоставляет вип-охотникам право на их отстрел. В течение предыдущих лет жители и экоактивисты пытались бороться с огромным забором. В частности, несколько раз обращались в суд. В 2015 году Приозерский суд признал огораживание озер и леса такой площади законным, хотя в то время еще не было предательской поправки в ст.36 Лесного кодекса, которая разрешает огораживать леса для нужд охотхозяйств. Однако в Водный кодекс, по счастью, аналогичных поправок еще не внесено. Право каждого гражданина посещать береговую полосу водных объектов (ст.6) никто не отменял. На этом основании в прошлом году жители Севастьяново (ближайший к забору поселок) коллективно обратились в Правительство Ленинградской области с просьбой об установлении публичного сервитута (прохода) к озерам. Возможность публичного сервитута установлена Земельным кодексом РФ. Однако Правительство людям отказало. Участники движений «Открытый берег» и «Против захвата озер», которые тоже были в числе подписантов заявления о сервитуте, попытались оспорить отказ в суде. Но 24 мая 2017 года процесс закончился проигрышем жителей. Мотивировочная часть решения еще не изготовлена, поэтому пока нельзя с уверенность сказать, почему судья Невского районного суда И.Н. Белоногова решила не позволять им приближаться к озерам. Аргументы юриста Правительства ЛО были несколько противоречивы: она утверждала, что Правительство не правомочно устанавливать сервитуты к озерам, при том что правомочно огораживать леса и озера. Есть предположение, что истинной мотивацией подобного решения суда, проигнорировавшего Водных Кодекс РФ, является личность хозяина забора – свата президента.
В настоящий момент ситуация с лесными заборами еще более обострилась: с 1 января в силу вступили вышеупомянутые поправки в Лесной кодекс, разрешающие огораживать леса в любых масштабах (ограничений в тексте статьи не указано). Естественно, за заборами окажутся и озера. Впрочем, даже в тех исключительных случаях, когда жителям удалось оспорить лесно-озерные заборы, решения судов не выполняются. Так, забор суммарной длиной 97 км, огородивший площадь 70 тыс. Га и принадлежащий охотхозяйству «Черные камни» в Сортавальском районе Карелии (принадлежит Игорю Лейтису, главе холдинга «Адамант»), который должен быть снесен по решению суда еще в октябре 2016 года, до сих пор на месте. Наказаны лишь активисты, которые пытались сделать в нем проход самостоятельно.
Что касается Ленинградской области, то нам крайне прискорбно сознавать, что ее Правительство полностью встало на сторону владельцев забора и даже потратило юридические ресурсы, чтобы защитить их в суде от собственных жителей.
Контакт: Ирина Андрианова, «Открытый берег», 8-911-964-23-80 www.openbereg.ru