защита деловой репутации

Честь, достоинство и деловая репутация гарантированы Конституцией Российской Федерации и защищаются гражданским законодательством как нематериальные (неимущественные) блага.

Каждой личности или гражданину как субъекту прав присущи такие характеристики как честь, достоин­ство и деловая репутация. В отношении юридических лиц правом охраняется исключительно деловая репу­тация.

При этом деловая репутация человек определяется, как правило, степенью его квалификации и спецификой профессиональной деятельно­сти, а юридические лица прежде всего внешней оценкой коммерческой, хозяйственной или иной деятельности в соответствии с его корпоративным статусом на рынке и во внешней среде (клиенты, контрагенты, потребители, СМИ).

Люди, как и юридические лица не могут «самоустраниться» от суждений окружающих их субъектов, которые оценивают их действия, поступки, акции, деяния, т. е. от общественного мнения. Общественное мнение представляет собой форму надколлективной познавательно-оценочной деятельности, общественные (внешние) суждения, высказывания, представления о ком-либо.

Защита деловой репута­ции со стороны законодателя - это прежде всего вопрос о реальном обеспечении экономических прав и стабильности коммерческого оборота, о гарантиро­ванной государством возможности пользоваться экономическими пра­вами без каких-либо злоупотреблений.

Государство охраняет деловую репутацию установлением всеобщей обязан­ности воздерживаться от посягательства на эти блага и предоставлением судебной защиты в случаях  посягательств на указанные блага.

Право на защиту деловой репутации закреплено в статье 152 части первой Граждан­ского кодекса Российской Федерации. В п. 1 указанной статьи закона определено,  что гражданин вправе требовать по суду опроверже­ния порочащих деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Статья 152 Гражданского кодифицированного закона предусматривает, что гражданин или органи­зация (юридическое лицо) вправе требовать в суде опровер­жения порочащих их деловую репутацию сведений от любых лиц, их распространивших. При этом положения настоящей ста­тьи закона  о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица. Вместе с тем юридическому лицу не может быть причинен моральный вред, так как организация не может обладать некой моралью, совестью, переживаниями  и сознанием. В случае посягательства на деловую репутацию юридического лица, последнему причиняется репутационный, а не морально вред. Отметим, действующему российскому законодательств понятие «репутационный вред» не известно.

Осуществление правосудия в сфере экономики и разбирательства по вопросам правового обеспечения деловой репутации возложены на арбитражные суды. Обращение в арбитражный суд с иском о защите деловой репутации само собой послужит условием для укрепления имиджа компании и пресечения возможных посягательств недоброжелателей и конкурентов на будущее время.

Таким образом, поддержание на надлежащем уровне деловой репутации как гражданина, так и любой коммерческой структуры приобретает большое, если не сказать огромное, значение в условиях рынка, когда мнение о человеке и компании определяет не только их самоощущение и самооценка, но и реальный экономический успех. В еще большей степени это касается юридического лица, сама возможность существования которого зависит от представления о нем как других компаний и предпринимателей (поставщиков, спонсоров, кредитных организации и т.д.), так и простых граждан (клиентов, потребителей), т.е. социума в целом.

Юридическая возможность защиты деловой репутации является неотъемлемой частью правовой системы нашей страны.

Добавить комментарий