ГОСУДАРСТВО ОПЯТЬ ПРОИГРАЛО БЕРЕГ В СУДЕ. ТЕПЕРЬ ФИНСКИЙ ЗАЛИВ

На берегу Финского залива, в районе поселка Озерки, обнаружился очередной участок с двойным кадастровым учетом. По более ранним документам – лесной фонд в госсобственности, по более поздним – сельхозугодье в частной собственности. Причем владельцы документов «сельхозверсии» уже распродают его под застройку. Но самое удивительное, что столь разные версии по участку представил один и тот же человек – председатель комитета по природным ресурсам Евгений Андреев. В октябре прошлого года, отвечая на запрос жительницы Озерков Марии Масленниковой, председатель комитета сообщил, что участок на берегу залива с озером внутри «находится вне границ лесного фонда» http://novayagazeta.spb.ru/articles/11317/ . Получалось, что ведущиеся там строительные работы не нарушают Лесной кодекс. Мария уже было смирилась с неудачей, но недавно ей довелось познакомиться с другим экоактивистом из Озерков (живя в одном поселке, оба были уверены, что борются в одиночку). Анатолий Александрович Ефремов показал Марии собственную переписку с КПР по тому же участку. И – удивительное дело! – на этот раз версия председателя комитета оказалась иной. В ответе Ефремову Евгений Андреев подтвердил, что участок 47:01:1314001:475 является лесным фондом в составе 30 квартала Рябовского участка Рощинского лесничества. Вслед за ним комитет госэконадзора Ленинградской области прямо заявил о двойном учете и двойной собственности, а Выборгский прокурор в прошлом году даже попытался через суд вернуть его государству. Но весь этот праздник законности имел место в одной реальности, а в другой, всего несколько месяцев спустя, тот же самый КПР принял версию противоположной стороны конфликта. Почему же Андреев «сдал» берег без боя?

История «хапка в Озерках» повторяет историю присвоения сельских лесов по всей Ленинградской области. Сельские леса – это участки лесного фонда, некогда переданные во временное пользование сельхозпредприятиям (причем не для производственной деятельности, а для заготовки древесины). Однако из лесного фонда они никогда не выводились, и в 2005 году было выпущено специальное распоряжение Правительства РФ об учете их именно в качестве леса. Однако распоряжение не было выполнено вовремя, что позволило несказанно обогатиться многим правопреемникам бывших совхозов. Реорганизованные в ЗАО, они инвентаризировали свои земли, заодно приписывая к сельхозугодьям и сельские леса, которые им вовсе не принадлежали. Так поступил и СПК «Рябовский» в Озерках. Таким образом, после инвентаризации 1993 года «сельскохозяйственным» цветом были закрашены более 18 гектар старовозрастного соснового леса на берегу залива. По информации многочисленных старожилов поселка, на этом участке никогда не велось сельхоздеятельности. Он для этого и неудобен: часть участка занято озером, где нерестится щука. Однако для коттеджной застройки он прямо золотой, что и показали дальнейшие события.

Доказательство

Впрочем, ценность берега у Озерков подскочила не сразу. Сначала девелоперы выбирали участки поближе к Петербургу. И СПК «Рябовский» на целых 15 лет забыл предъявить на него свои права. Первым глаз на него положил другой инвестор – ООО «Продовольственная компания «Русский стиль». В 2005 году эта компания договорилась с главой администрации Выборгского района Константином Патраевым и передаче ей берега для строительства «базы отдыха». Узнав о грядущей застройке, жители Озерков забили тревогу. В том же году, проведя проверку по их жалобе, внушительная комиссия из представителей Росприроднадзора, Росимущества (тогда – Леноблимущество) и Роснедвижимости постановила, что акт главы администрации «неправомочен, так как участок находится на землях лесного фонда». Патраев не стал спорить с целым сонмом ведомств, и вскоре свое неправомочное постановление отменил (все документы имеются в редакции). Это отнесение к лесному фонду в 2005 году очень важно для нас. И обратите внимание: никакой СПК «Рябовский» тогда на берег не претендовал. Более того, даже администрация Выборгского района пыталась выделить его под застройку не из земель сельхозназначения, а из «земель запаса»! Однако это не помешает владельцам много лет спустя заявить в суде, что-де участок непрерывно принадлежал «Рябовскому» с начала 90-х годов.

Государство большое, обманывай сколько угодно

Времена изменились, цены на нефть взлетели, а ближние к городу свободные участки закончились. И тут «Рябовский» вспомнил об активе, который в свое время забыл прибрать к рукам. В конце 2007 года все тот же глава администрации района Константин Патраев передал ему упомянутый участок на берегу в аренду. (Что лишний раз подтверждает, что до этого СПК им не владел). Вскоре после этого арендатор поставил участок на кадастровый учет, уточнив границы, а в августе 2008 года – приватизировал на льготных условиях, якобы для ведения сельхоздеятельности. Но ни единого дня ни до, ни после выкупа СПК «Рябовский» не вел там никакого сельского хозяйства. А в 2015 году, когда рыночная цена достаточно подросла, он продал берег одному армянскому семейству. Которое сейчас и занимается его нарезкой и распродажей. Добавим, что это был далеко не единичный лесной гешефт СПК «Рябовский». В прошлом году «Новая» писала http://novayagazeta.spb.ru/articles/11219/ о застройке лесного полуострова на озере Пионерское. Застройщик тоже купил его у «Рябовского». И там тоже никогда не было ни сельхозземель, ни сельхозпосадок.

В Озерках государство дополнительно обманули еще раз: в 2008 году берег был оформлен в собственность вместе с береговой полосой, хотя с 2006 года это запрещает Земельный кодекс. Таким образом, у государства украли и берег, и лес (который продолжал числиться в лесном реестре и за его обслуживание лесничие получали зарплату). В 2011 году государство, наконец, оформило свою собственность в установленном порядке. Впрочем, в соответствии со сложившейся судебной практикой, даже отсутствие такой регистрации не отменяет имущественных прав Российской федерации. Если нерасторопные чиновники не успели вовремя оформить бумажку о собственности нового образца, права РФ доказываются массивом лесоустроительных документов прошлых лет. К тому же, заметим, фиктивный собственник на тот момент – земельный перекупщик СПК «Рябовский» – не оспорил в суде установление государственной собственности. В свете последующих событий это тоже важно.

Появившиеся в 2015 году новые хозяева начали активные действия по конвертации леса в деньги. Появился баннер о продаже участков. В 2016-17 годах в лес и прямо по берегу протянули незаконную ЛЭП (Рощинское лесничество составило акт о нарушении). По документам собственницей участка 47:01:1314001:475 площадью 18,8 гектар является некая Нвард Барсегян. Однако живьем Нвард Абраамовну никто никогда не видел. Работами распоряжается ее коллега Алик Аракинян. Жителям он тоже представляется «собственником». В 2016 году Анатолию Ефремову удалось привлечь к борьбе за лес «Народный фронт» и депутата ЗАКС СПб Олега Капитонова, после чего дело, наконец, сдвинулось.  Комитет по природным ресурсам, Комитет госэконадзора и Ленинградская областная прокуратура в один голос признали, что имеет место двойной учет земель и нарушение прав Российской федерации. В феврале 2017 года Выборгская городская прокуратура предъявила в суд иск об аннулировании второго, фиктивного кадастрового учета в качестве земли сельхозназначения и об истребовании участка из незаконного владения Нвард Барсегян.

Но, к сожалению, дальше запала у чиновников не хватило. Иск защищался крайне слабо. Впрочем, как и почти все иски о восстановлении имущественных прав государства. Увы. Представитель собственницы заявил, что прокурор-де пропустил срок исковой давности, так как якобы узнал о наложении еще в 2011 году. Однако никаких свидетельств тому в решении суда не приводится. Но истец не возражал, ходатайств о продлении срока давности не подавал. Такое ощущение, что прокурору хотелось поскорее проиграть, чтобы покончить с этим утомительным процессом. В сентябре прошлого года суд отказал в удовлетворении иска. Истец даже не обжаловал решение в областном суде! А когда делегация жителей Озерков пришла к нему на прием в январе 2018 года с просьбой продолжить борьбу, прокурор Василий Шилин предложил им самим (!) заказать независимую экспертизу о принадлежности участка к лесному фонду. Во-первых, неясно, почему граждане должны за свой счет добывать дорогостоящую доказательную базу для защиты прав государства. А во-вторых, чем это поможет, если суд отказал не по существу, а по процедурной причине? Это прокурор должен придумать, как продлить срок исковой давности. Письменный ответ на обращение, поданное 5 декабря, прокурор пока так и не дал. Вот тут уж точно все сроки пропущены.

А председатель комитета по природным ресурсам, как только процесс был проигран, поспешил в очередном ответе «откреститься» от своего леса. Теперь он его лесом не считает. Хотя никаких оснований менять позицию у него не было: суд это не опроверг. Таким образом, имеет место не раздвоение, а просто гибкость сознания главного лесного стража (теперь, похоже, уже бывшего http://47news.ru/articles/134138/). Ну и «до кучи»: в центре сельхозучастка 47:01:1314001:475 на кадастровой карте уже образовалось пять новых участков, относящихся к землям населенных пунктов! По ним ведомства сразу заявили, что это не лесной фонд. Хотя они находятся в центре лесного массива, и дороги к ним нет. Видимо, тут владельцы заметали следы более тщательно. А нерестовое озеро, о котором речь шла в начале, как выяснилось, в реестре водных объектов Невско-Ладожского бассейнового водного управления не значится. Значит, его можно спокойно засыпать. Что и будет сделано, как сообщили жителям рабочие, ставившие ЛЭП.

P.S. – исходя из сложившейся практики, среди всех компетентных ведомств наиболее эффективно в защиту леса судится Управление Росимущества. Ему удалось вернуть государству часть Сиверского леса в Гатчинском районе. Продолжаются суды по двойному учету леса на Кавголовском озере (до этого КПР все иски проиграл). Но Росимущество ввязывается в процессы крайне неохотно. Однако его может понудить к этому прокуратура. Полагаем, это самое лучшее, что сейчас могла бы сделать прокуратура для спасения леса. Отдавать его из-за собственной некомпетентности частнику было бы просто преступно.

Статья опубликована в “Новой Газете. СПб”

This entry was posted in Главная, С-Петербург и область. Bookmark the permalink.