АВТОРИТАРИЗМ ИЛИ СИМУЛЯЦИЯ? К ВОПРОСУ О БЕССИЛИИ ВЛАСТИ ПЕРЕД БЕРЕГОЗАХВАТЧИКАМИ

Многие оппозиционно настроенные граждане искренне уверены, что у нас царит страшный путинский авторитаризм и процветает т.н. «полицейское государство» . Ещё бы! С таким государством почётно бороться, от него порой не грех и пострадать. Его существование позволяет легко отыскивать источник всех наших бед, одновременно снимая ответственность с себя.

На вопрос “Почему в стране так нагло и массово захватываются общественные берега и леса, почему бездействуют правоохранители?” следует заранее известный и крайне удобный ответ: ну, конечно же, потому, что злонамеренный Путин создал армию продажных чиновников и развел невиданную коррупцию! Это простое объяснение невероятно облегчает совесть, которая подчас упрекает нас за бездействие. Ибо: ну разве можно рядовому человеку тягаться с великим и ужасным Путиным и его гигантской коррупционной машиной?!

Однако, в этой логике есть серьёзный изъян. Ведь массовое распространение коррупции и тотальное игнорирование кодексов, подписанных лично Путиным, очевидно противоречит гипотезе о мощном авторитарном режиме, укрепившемся в России. Украсть берег, лес и целый водоём, поставить где угодно забор или коттедж у нас, по факту, может каждый желающий, имеющий деньги на закупку стройматериалов и найм гастарбайтеров, и для этого вовсе не нужно быть влиятельным чиновником. Думать, что берего- и лесозахваты в РФ осуществляются исключительно путём сложных коррупционных схем, требующих значительных связей “наверху” – значит, слишком льстить нашей бюрократической системе.

Нет, кто-то, конечно, взятки дает – чтобы, к примеру, легализовать украденные у государства обширные лесные и береговые участки, а затем их быстренько перепродать под коттеджное строительство. Но в более мелких случаях, которых – тысячи и тысячи, этого вовсе не требуется! Зачем платить деньги представителям системы, если у них все равно нет реальной возможности всерьёз покарать за нарушение и вернуть награбленное государству?!

Чиновникам в этом случае легче сохранять хорошую мину при плохой игре и не оспаривать расхожее мнение, что все они погрязли в коррупции. Печальная правда состоит в том, что массовые нарушения в этой сфере подчас совершаются совершенно БЕСПЛАТНО! Просто потому, что большинство контрольных, надзорных и даже силовых государственных ведомств (как минимум, на уровне региона) – с точки зрения защиты государственных интересов структуры чисто фейковые и декоративные. Скажем жёстче: они – функциональные ИМПОТЕНТЫ, не способные проявить государственную волю и снести «внахалку» построенный на государственном берегу дом, вернуть украденное государственное озеро или посадить предпринимателя, незаконно вырубающего государственный лес.

Признаться же в том, что они – дармоеды, давно утратившие контроль над ситуацией, и что только инерция советского правосознания, ещё сохраняющаяся у десятков миллионов наших граждан, спасает страну от полного хаоса и беспредела в вопросах природопользования – им просто страшно.

Как сторонникам, так и многим противникам Путина психологически проще признать существование мифической авторитарной власти, чем очевидный факт накрывшей российскую природу криминальной анархии и правового нигилизма. Перед которыми глава государства, кажется, также бессилен, как и его подчиненные.

Ну, а как же суровые омоновцы, что тащат митингующих против очередного захвата берега или леса в автозаки, спросите вы? А как же блогеры, огребающие судебные иски за публикацию очередных фактов незаконного присвоения тысяч государственных гектаров путинскими чиновниками? Это ли не признаки укрепляющейся диктатуры и режима “твёрдой руки”? Да-да, друзья, вы правы: это именно ПРИЗНАКИ ТВЁРДОЙ РУКИ, но – увы! – никак не она сама.

Мы, разумеется, не умаляем индивидуальных страданий тех, кто попал в сети очередной полицейской облавы против экоактивистов. Но, согласитесь, эти репрессии не тотальны. На одного экоактивиста, привлеченного к ответственности, приходится 99, которые круглосуточно осыпают власти вполне заслуженными проклятиями и пока еще никуда не сели. У системы не то что нет сил пересажать нас всех, но, кажется, нет и желания.

Мотивы, по которым из общего взбаламученного пространства выхватывается та или иная отдельная жертва, обычно довольно прозаические: например, конкретному сотруднику силового ведомства очень хочется отличиться и продвинуться по службе. Проблемы граждан, задержанных за протесты против беззаконий в сфере природопользования, вызваны вовсе не волей чётко и слаженно работающего репрессивного аппарата, а, зачастую, лишь “хотелками” отдельных силовиков, которых просто “попросили помочь” их знакомые высокопоставленные берего или лесозахватчики.

Таким образом, разница между советскими репрессиями в адрес несогласных и сегодняшним путинским прессингом в отношении природозащитников – отнюдь не количественная, как предпочитают считать либералы-романтики, а КАЧЕСТВЕННАЯ.

Наши грозные силовики, разумеется, способны несколько раз в год отмобилизоваться и устроить митингующим экоактивистам “кузькину мать” в виде жёстких задержаний и возбуждений административных дел. Но вот построиться в колонну и дружно выдвинуться на освобождение тотально захваченных государственных лесов и берегов они НЕ СПОСОБНЫ В ПРИНЦИПЕ.

И, кстати, вовсе не только потому, что за незаконными заборами, укравшими общественное достояние, сидят “страшно влиятельные” люди. Поверьте экоактивистам, знакомым с проблемой на практике: это не так. Подавляющая часть землезахватчиков и нарушителей – вполне обычные, рядовые граждане. Да и сами масштабы расхищения природных ресурсов должны подсказать любому разумному человеку, что такого количества «элиты» в природе быть не может. Просто сил и решимости у так называемых “силовых структур” хватает только на демонстративные либо строго избирательные действия.

Анархией в сфере природопользования уже обеспокоена та самая «элита», которая считает присвоение лучших природных мест России своей исключительной привилегией. Хотите верьте, хотите нет, но с жалобами на незаконные берегозахваты к участникам движений “Открытый берег” и «Против захвата озер» всё чаще обращаются люди с серьёзными деньгами и связями (!). Но даже их деньги и связи бессильны изменить ситуацию. Многим наверняка запомнилось недавнее возмущение губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко по поводу захвата берега на озере Большое Симагинское http://47news.ru/articles/125042/. И это при том, что сам он, как известно, числится в нехилых нарушителях Водного кодекса: элитный поселок «Медное озеро», где он проживает и прописан, огородил примерно 850 погонных метров береговой полосы одноименного водоема http://novayagazeta.spb.ru/articles/9861/. Причем произошло это по трогательному семейному согласию: председателем ТСЖ поселка долгое время была его супруга Ирина, при активном участии которой озёрная береговая полоса и оказалась “прихватизирована”. Мы знаем, что сегодняшние чувства г-на Дрозденко вполне искренни. Ведь при дальнейшем расползании берегового рейдерства по территории Ленинградской области скоро может так случиться, что для излюбленных губернаторских прогулок по живописным окрестностям Медного озера места не останется ВООБЩЕ – всё расхватают другие акулы. Александр Юрьевич, безусловно, хотел бы, чтобы огораживание берега было привилегией лишь его одного, ну, или, в крайнем случае – его ближайшего окружения. А на практике получается, что берег может захватить любой, даже самый мелкий наглец. И никто, даже сам губернатор, не в состоянии этому помешать! Разумеется, это его крайне огорчает.

То феерическое самоуправство, переходящее в эпический бандитизм, которое имело место последние несколько лет на территории оборонных лесов в Ново-Токсово, также было бы немыслимо при сильной авторитарной власти. Некто Сергей Атаманчук, председатель местного МЧСовского садоводства «Защита», много лет подряд незаконно вырубал государственный лес, строил дороги и торговал государственной землёй http://novayagazeta.spb.ru/articles/10829/.

Лесничие Морозовского военного лесничества методично составляли акты о лесонарушениях и отправляли их наверх, в Департамент имущественных отношений Минобороны, где они и ложились под сукно. Чиновники, прокуроры и полицейские перекидывали жалобы на Атаманчука друг другу, по замкнутому кругу, не осмеливаясь остановить его бульдозеры, строителей и охранников. Когда поднять выпавшее из ослабевших рук государства знамя контроля попытались было местные жители и дерзнули сами остановить технику Атаманчука – экскаваторщик хулигански ударил активиста Дениса Гончарова ковшом. И никаких правовых последствий это для хулигана не имело: он по-прежнему работает в «Защите». Правда, недавно блеснула надежда: в конце сентября Росприроднадзор с помощью бойцов СОБРа остановил работы и арестовал технику http://activatica.org/blogs/view/id/3994/title/v-borbu-za-rzhevskiy-poligon-vmeshalsya-sobr. Но ни Атаманчук, ни его рабочие не задержаны, а уголовное дело не возбуждено.

Чтобы не сойти с ума и хоть как-то объяснить себе происходящее, наблюдатели привыкли говорить: «за ним стоят большие люди из Москвы». Но ведь за каждым землезахватчиком не могут стоять большие люди из Москвы! А отличаются они от Атаманчука лишь масштабами разграбления государственной собственности – и больше ничем.

Мы не раз писали об анархии в оформлении земельных участков, особенно лесных и прибрежных (http://novayagazeta.spb.ru/articles/11112 , http://novayagazeta.spb.ru/articles/10903/. Фактическое право распоряжаться частной и государственной землей сегодня принадлежит отнюдь не ее владельцам, а безвестным кадастровым инженерам, которые сплошь и рядом умудряются прочерчивать границы не там, где они должны проходить, а там, куда укажет щедрый клиент – хоть на Красной площади в Москве или на Дворцовой в Питере.

Таким образом, к примеру, уже нарисованы более сотни гектаров якобы частных земель во Всеволожском районе Ленинградской области (Кудрово, Янино, Всеволожск), десятки га в Выборгском и Приозерском районах http://bellona.ru/2017/04/13/lo-kadastr/.

Порою фиктивный участок намеренно накладывается на чужой и его хозяевам затем приходиться с большим трудом отбиваться от рейдеров. А муниципалитетам всё чаще требуется платить немалые бюджетные деньги за выкуп участков, запланированных под социальное строительство и вдруг оказавшихся в собственности проходимцев, размахивающих свежеиспечёнными выписками из кадастра http://novayagazeta.spb.ru/articles/10966/.

И хотя директор областной Кадастровой палаты Олег Михеев арестован, его “кадастровых дел мастера” продолжают свою разрушительную “работу”. Лишь немногие фиктивные земельные участки аннулированы по суду. К сожалению, деятельность кадастровых инженеров сегодня поднадзорна лишь саморегулируемым организациям (СРО), в которых они состоят. Недавно на одного из самых скандально известных кадастровых “рисовальщиков” – инженера Дениса Серого – в его СРО поступили сразу три жалобы, причем одна из Росреестра. Однако руководство СРО, несмотря на совершенно убийственные факты, имевшиеся в этих жалобах, не моргнув глазом сообщило, что какие-либо нарушения в работе г-на Серого – отсутствуют!

Скажите на милость, разве у этих жуликов тоже есть свои «большие люди из Москвы»?! Не спорим, волею случая среди них действительно может затесаться какой-нибудь родственник “большой столичной шишки” и, благодаря своим связям, остаться безнаказанным. Но массовая-то безнаказанность остальных преступников, вполне себе заурядных, имеет единственной причиной полную импотентность власти, ресурсов которой хватает лишь на показную демонстрацию своей мощи – причём, как правило, по отношению к самым слабым и безобидным персонажам вроде блогеров, манифестантов и экоактивистов. Ну, а еще порой, для пущей острастки, «закрывают» Навального. А вот слабо вам, ребята, поставить на место, к примеру, захватчиков реки Бурной? Или того же озера Медного? Или предельно оборзевших хапуг, нарезавших, как колбасу, берега великой русской реки Волги? Или вконец обнаглевших расхитителей курортных лесов первой категории на Чёрном море, включая Крым?


Рассказать вам, как должны решаться вышеперечисленные проблемы под сенью истинного авторитаризма? Примерно так: захваты берегов и лесов существуют, но лишь как крайне редкое явление, поскольку дозволяются исключительно самому автократу и представителям его ближнего круга. Любые попытки мелких выскочек брать с них пример очень жёстко пресекаются по принципу “Что позволено Юпитеру – не позволено быку!” То есть как было в Советском Союзе или современной Белоруси, где “быковать” кому-либо, кроме представителей высшей номенклатуры, было смертельно опасно, да и невозможно.

В сегодняшней же России государство практически выкинуло перед природозахватчиками (и лесо и берегозахватчиками в частности) белый флаг. Подтверждением этому – только что принятая т.н. “лесная амнистия”, благополучно узаконившая разворовывание государственных лесов в течение последних двадцати лет. На очереди, как пить дать, “береговая амнистия”, благодаря которой мы распрощаемся с тысячами километров общественных берегов. Особенно показательно (и симптоматично!), что эта полная капитуляция государства Российского перед победившим его ворьём происходит в президентский Год экологии, объявленный лично Путиным. Т.е. более откровенного признания собственной неспособности навести порядок в вопросах природопользования даже сложно представить!

Мы, разумеется, не считаем, что уж лучше жесткий авторитаризм, чем нынешнее повальное разграбление российской природы, которым занимаются все, кому не лень. Речь о другом: о выработке оптимальной стратегии народной борьбы в заданных обстоятельствах. При антигосударственном бардаке, воцарившемся сегодня в сфере природопользования, жизненно необходима самоорганизация экологического сообщества для акций прямого действия в защиту закона и государственных интересов. Думаем, что такие акции окажутся гораздо эффективнее, чем наша демонстративная оппозиционность на митингах. То есть пользы от того, чтобы собраться большой сплочённой командой и организованно снести незаконный забор, признанный таковым по суду, будет намного больше, чем ритуально выкрикивать «Путин – вор!» перед шеренгой омоновцев.

За это, разумеется, могут также ритуально посадить в изолятор, но могут и не посадить. В любом случае, законности на наших берегах и в лесах уж точно прибавиться. И их захватчики уже не будут чувствовать себя так вольготно, как сейчас.

В конце концов, согласно Конституции РФ, именно народ является источником власти, который реализует свои властные полномочия либо непосредственно, либо через своих законных представителей. Но если его законные представители, по факту, от своих прямых обязанностей отлынивают и занимаются откровенным саботажем, то, согласитесь, народу не остаётся ничего другого, как восстанавливать свои нарушенные права самостоятельно. Другого способа решения проблемы Конституция нам не предоставила.


Ирина АНДРИАНОВА, Сергей МЕНЖЕРИЦКИЙ

This entry was posted in Главная. Bookmark the permalink.

One Response to АВТОРИТАРИЗМ ИЛИ СИМУЛЯЦИЯ? К ВОПРОСУ О БЕССИЛИИ ВЛАСТИ ПЕРЕД БЕРЕГОЗАХВАТЧИКАМИ

  1. Наталья says:

    Насчет бессилия государства с авторами полностью согласна. Но такая ситуация была бы невозможна, если бы не удивительное равнодушие к вышеперечисленным нарушениям подавляющего большинства граждан. Более того, я уверена, что многие и не догадываются, что это нарушения! Ну построили на берегу некий “дом отдыха” – но и при Советах у нас кругом были заборы, запретные зоны. Разница только в том, что этот частный, а те были государственные – но для рядового гражданина это безразлично. Он привык и не чувствует нарушения своих прав. А если что-то и подозревает, то равнодушен к этому – к воровству он тоже, увы, привык, да и сам зачастую не вполне чист на руку.
    Много сил надо и времени, чтобы переломить эту ситуацию.

Comments are closed.