КАК ОЗЕРО ОТ “КВАДРИКОВ” СПАСТИ, И БЕРЕГОДОСТУПНОСТЬ СОБЛЮСТИ?

Огораживания берегов бывают разные. Попадаются среди них и такие, что, против обыкновения, не вызывают недовольства  ни у кого. Именно такое огораживание (высота 40см, ширина  30см, длина – около 300м!) соорудил на одном из берегов озера Зеленого в Лужском районе местный житель Алексей Крупнов. Как и раньше, пешеходы к озеру проходят свободно, а вот автомобилю и квадроциклу теперь не проехать. Это оборонительное укрепление оказалось единственным действенным средством спасения от авто-отдыхающих, которые норовили заехать прямо в береговую полосу озера.

Напомним, что согласно ст.65 Водного кодекса РФ, въезд автомобилей в пределы не только береговой полосы (20м от уреза воды), но и водоохранной зоны (50м или более от уреза воды)  вне существующих асфальтированных дорог и оборудованных автостоянок запрещен. Никакого противоречия с общедоступностью береговой полосы здесь нет: согласно ст. 6 того же Водного Кодекса, каждый вправе свободно находиться на береговой полосе, но только… пешком, без использования авто- и мототранспорта. Почему автомобиль, припаркованный у самой кромки берега, есть зло, догадаться несложно: он уничтожает почвенный слой, продукты ГСМ с его колес неминуемо попадают в воду. Инаконец, он не дает возможности подойти к воде другим отдыхающим; а представьте, если таких джипов приехало на берег штук десять? Получается тот же берегозахват, только на колесах.

Небольшое озеро Зеленое близ деревни Шалово Лужского района страдало от «приджипованных» отдыхающих в полном объеме. Некоторые из них, от злоупотребления автомобилем явно разучившиеся ходить, посягали прыгать в озеро прямо из салона машины. Для этого, понятно, им требовалось заехать колесами в воду. Параллельно у этих господ, очевидно, атрофировались и руки, потому что собрать и закинуть в багажник мусор после своих пикников они также не могли. Таким образом, инициативной группе из деревни Шалово пришлось столкнуться с нашествием физических и умственных инвалидов, оснащенных, однако,  внедорожниками и квадроциклами.

Первый период сопротивления характеризовался нудной перепиской с местной и районной администрациями и был, как часто в таких случаях, почти бесплоден. Единственное, что удалось добиться от муниципалов – это установки нескольких бачков для мусора недалеко от берега (часть из которых была куплена на деньги активистов). Впоследствии один из бачков украли. Авто-мото-инвалиды оказались людьми упорными, с несгибаемой волей к нарушению закона. Последующие события это подтвердили.

Впрочем, муниципалов в данном случае укорять не за что. Берега озера Зеленого относятся к лесному фонду и, более того, включены в региональный заказник «Шалово-Перечицкий». Поэтому заботиться о состоянии леса и озера должна не местная администрация, а Комитет по природным ресурсам Ленобласти. Туда инициативная группа тоже обращалась, однако по итогам всех переписок пришла к выводу, что действовать надо собственными силами.

Устройство «Антиавтожлоб-1»

Первым поколением «антиавтожлобских» средств на озере Зеленом стали металлические столбы, вкопанные в землю с шагом, соответствующим габаритам легковой машины. Житель Шалово Алексей Крупнов, хозяин небольшого производства металлоизделий, изготовил и установил их за свой счет. Проект впечатлял своей масштабностью: линия из порядка 200 (!) столбов закрывала (с точки зрения машин) часть озера с наиболее удобными подъездами к воде. Береговая полоса освободилась от колес, и там смогли с удобством расположиться люди.  Столбы были закопаны на глубину 1,5 м (т.е., раскачать и завалить никак нельзя) на расстоянии  15 – 60м от воды. У внешней стороны линии обороны осталась стихийно возникшая автостоянка, где, по замыслу Крупнова, предлагалось отныне ставить свои машины отдыхающим. Казалось бы, успех предприятию был обеспечен. Однако инициативщики не оценили, как уже было сказано, упорство автожлобов. Вопреки расхожему мнению, что этот класс людей не любит активно трудиться, несколько столбов вскоре были выкопаны!

Антиавтожлоб-2: улучшенный вариант

Вторым уровнем защиты стали бетонные блоки. Их ставили в наиболее уязвимые места линии столбов. Вот уж теперь-то, думали шаловские активисты, мы победим врагов на колесах. Но те начали … отодвигать блоки! Нужно было придумать конструкцию, которая была бы не по зубам самым упорным из джиперов. И такой конструкцией стала «Великая китайская стена», как называет ее сам Крупнов – автор, воплотитель и основной спонсор идеи. По линии столбов был проложен железобетонный бордюр высотой 40см и шириной 30см. Читатель, хоть немного знакомый со стоимостью строительных работ, оценит  масштаб финансовых затрат.  На бордюр длиной 300м ушло более 40 кубометров бетона, плюс арматура. На наш вопрос, сколько же ему стоило антиджиповое заграждение, Алексей не смог дать точного ответа. «Я покупал материалы не по рыночной цене, – сказал он. – Так как я давно работаю с металлом, у меня скопился целый склад всякого железа». Но даже за вычетом арматуры сооружение получилось дорогостоящее. А с учетом того, что ограждение возводилось исключительно на общественные деньги и не для частных, а для общественных нужд – оно и вовсе является уникальным случаем в Ленинградской области.

Попытайся Крупнов честно согласовать свой бордюр с Комитетом по природным ресурсам, он наверняка бы получил отказ. Ведь если строго следовать нормам Лесного Кодекса, то железобетонный поребрик длиной 300м явно является капитальным сооружением, возведение которых в лесах запрещено. Да и будь оно временным, любое строительство в лесу требует как минимум согласованного проекта. Тем более – на территории заказника. Но в данном случае активисты стремились как раз помочь заказнику и спасти озеро. При этом они ухитрились одновременно реализовать ст. 65 Водного Кодекса (запрет на въезд автотранспорта в водоохранную зону) и не нарушить ст. 6 Водного Кодекса (общедоступность береговой полосы). По большому счету, они сделали то, что следовало бы предпринять Комитету по природным ресурсам. Возможно, именно по этой причине санкций от надзирающих органов не последовало.

Итог  предприятия пока положительный:  колеса авто- и мототранспорта преодолеть поребрик Крупнова не могут. Тем самым удалось опытным путем определить, что параметры 40Х30см (высота\ширина) являются для этой затеи оптимальными. Не утешает одно: чтобы сделать благое для природы и людей дело, активистам в который раз пришлось пойти на “самоволку”. С одной стороны, это неплохо: множится общественная инициатива. С другой, хотелось бы увидеть проявления заботы о природе и со стороны госорганов.

Сокращенный вариант статьи опубликован в “Новой Газете. СПб”

 

 

 

This entry was posted in Главная, С-Петербург и область. Bookmark the permalink.