НА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ – ЗАСИЛЬЕ ЗЛЫХ МОТОРОВ

В сокращенном виде статья опубликована на «ОК-Информ.Ру»

Мы привыкли сбегать в лес в поисках тишины и чистого воздуха. Но в последнее время эти блага – дефицит даже в лесу. Шквальное распространение машин-внедорожников (джипов и квадроциклов) даже укромные лесные тропинки превращает в оживленные автомагистрали с устойчивым запахом выхлопных газов. В популярных курортных окрестностях Петербурга (Лемболово-Орехово-Сосново, Токсово, Солнечное-Комарово-Зеленогорск) в выходной трудно найти место в лесу, где хотя бы в отдалении в отдалении не слышался злой шум двигателя.

За последние три года парк авто- и мототехники, способной без труда ездить по бездорожью, увеличился в несколько раз. Благодаря услужливым кредитным программам, сегодня каждый второй состоятельный дачник считает верхом лихости иметь на участке «квадр» и оглашать ревом мотора окрестности. В садоводствах на квадрах ездят даже дети, распугивая старушек. С появлением внедорожной техники в лесах стало больше не только этой техники, но и людей вообще. Те, кому раньше было лень далеко забредать пешком, теперь с помощью автомобиля заезжают в самые укромные уголки. В результате на Карельском перешейке осталось совсем мало озер, на берегах которых в воскресный день не паркуется с десяток машин. Пеший туризм в таких условиях вообще становится анахронизмом. Люди, волокущие тяжелые рюкзаки пешком, смотрятся глупо на автострадах, в которые превратились лесные дороги. А главное, исчезает главный смысл туризма – именно, найти безлюдное местечко. Сколько бы ты не прошел, куда бы не затащил рюкзак – везде тебя будет ждать чужая автостоянка.

Машины не виноваты, виноваты люди

Как и следовало ожидать, сами джиперы и квадроциклисты недовольства пешеходов не разделяют. Так, директор крупного ежегодного off-road соревнования джипов «Ладога-Трофи» (в этом году проходил с 31.05 по 8.06) Дмитрий Овчинников полагает, что основную проблему в лесу создает не техника, а незаконные лесозаготовители, а также отдыхающие, оставляющие после себя мусор. Если джипы и «развезут» лесную дорогу, то через пять лет никаких следов того уже не останется, – добавляет он. По словам Дмитрия, «Ладога-Трофи» плотно взаимодействует с Комитетом по природным ресурсам Ленобласти и Министерством по природопользованию Карелии, согласовывает с ними все свои планы, а также вывозит с мест соревнований весь мусор – как свой, так и чужой.

«А как вы относитесь к участникам соревнований, которые в пылу азарта могут сломать бампером небольшое дерево, едут напролом через кусты?» – спрашиваю я. Дмитрий отвечает уклончиво. С одной стороны, «кусты потом выпрямятся, а если что-то и сломается, то ведь от потери одного волоска на голове вы не облысеете». С другой стороны, организованные джиперы, по его словам, чтут природоохранное законодательство и стараются наносить природе минимальный вред своим присутствием. «Может, и лучше, что эти люди поехали на джипах в лес, а не в парке сидят с шашлыками и мусор оставляют», – говорит он.

Это фото раньше рекламировало "Клуб экстремального отдыха "Квадрик"

Позиция тех, кто продает внеедорожную технику и, стало быть, заинтересован в ее как можно большем распространении, тоже двоякая. Директор мотосалона «Brandt» Владимир Конохов признает, что хамовитые и нетрезвые квадроциклисты, носящиеся по лесам со скоростью 60-80 км\ч, могут доставлять неудобство. «Тут ничего не поделаешь: уровень культуры даже на дорогах крайне низок, и уровень пользователей квадроциклов примерно такой же». Правда, лично он с этим не сталкивался: «моя дача находится в Лужском районе, там квадроциклов почти нет», говорит он (осмелюсь предположить, что, имей Владимир Александрович дачу в Орехово, он бы расхотел продавать квадроциклы). В то же время он считает, что «люди имеют такое же право удовлетворить свое желание кататься по лесу на внедорожниках, как и другие люди – наслаждаться в лесу тишиной. Надо просто учиться уважать друг друга».

Ликбез для бизнеса

Невысокий уровень культуры, в том числе правовой, демонстрируют даже абсолютно трезвые и респектабельные пользователи квадроциклов. В том числе – клубы, организующие прокат внедорожной техники. Примерно полтора месяца назад в сети появилась реклама «Клуба экстремального отдыха «Квадрик», на которой люди в форменных куртках Клуба позировали фотографу, сидя на квадроциклах прямо в акватории озера по колеса в воде. Несложно догадаться, на что была похожа вода после такой фотосессии: радужные разводы ГСМ на поверхности – это самое малое. А еще на сайте «Квадрика» красовалось видео, где демонстрировались высокие ходовые качества квадроцикла на песке. С этой целью сотрудник Клуба гордо пропахал колесами береговую полосу одного из Морозовских озер. Напомним, что Водный Кодекс запрещает въезд авто-мото-средств не только в акваторию, но в пределы береговой полосы (20м) и даже водоохраной зоны (минимум 50м) водного объекта вне зоны оборудованных стоянок (ст. 65 ч.15 п.4). Публикация этих материалов вызвала резонанс, который дошел и до руководства «Квадрика». Во всяком случае, когда я неделю назад обратилась к директору по развитию Клуба Татьяне Пугачевой за комментариями, выводы на уровне руководства уже были сделаны. «Это была ошибка нашего рекламщика, которая уже исправлена, – сообщила Пугачева. – Рекламщик не знал законодательства. Он решил, что показать квадроциклы в воде и на берегу – это будет красиво. Фотографии убраны, рекламщик уволен». Сама Татьяна, по ее словам, знает нормативную базу и предпочитает ее соблюдать. На наш вопрос, как она относится к жалобам пешеходов на засилье моторов в лесах, она ответила, что за эту проблему ответственны частные авто-мото-владельцы, а не организации. «Места, где квадроциклов особенно много – Орехово, Солнечное – это территории элитного отдыха. Там очень много состоятельных дачников. И каждый из них желает иметь забор повыше и квадроцикл покруче. И носиться по лесу быстрее всех. Организованные клубы и турбазы, по крайней мере, можно контролировать, а вот частников – невозможно никак». Тут нельзя не согласиться: история с пресловутыми фотографиями – тому пример. Вряд ли удалось бы повлиять на квадроциклистов, катающихся по воде, не будь они зарегистрированы под конкретным юрлицом.

А вот с тем, что зарегистрированные квадро-клубы свято исполняют законы, согласиться трудно. В том же самом Орехово (где, по мнению Татьяны Пугачевой, основной вред наносят частники), на живых деревьях в лесу цинично прибиты гвоздями рекламные таблички клуба «Quadro Game». Он располагается на территории  базы отдыха «Орех». Руководство клуба, которое на своем сайте трогательно пишет о «любви к природе», вероятно, просто не в курсе, что вбивание гвоздей в дерево запросто может занести внутрь инфекцию (конечно, сразу дерево не умрет; на это понадобится несколько лет). На главной странице сайта www.kvadrogame.ru висит фотография, иллюстрирующая нарушение ст. 65 ч.15 Водного Кодекса РФ (квадроциклы, стоящие в полуметре от берега озера), а в описании маршрутов, по которым клуб готов прокатить своих клиентов, фигурирует «прохождение бродов». Дозвониться до администрации Клуба не удалось, так что их мнения мы пока не знаем.

Не в лесу живем

Главная методологическая проблема не только «частников», но и серьезных авто- и мотто- off-road клубов состоит, на наш взгляд, в том, что они и их клиенты совершенно ошибочно полагают Карельский перешеек эдакой непролазной тайгой, где уместна демонстрация молодецкой удали. Не случайно в рекламе клубов вовсю используются нелепые термины типа «суперэкстремальный отдых» и детсадовские призывы «Докажи, что ты это можешь!». Офисные дяденьки и тетеньки, которые раньше вряд ли много ходили по лесам пешком (иначе зачем бы выбрали мотор?), усевшись на квадроцикл, искренне считают себя «экстремалами» и героическими покорителями природы. Только вот покорять здесь уже нечего. По количеству застройки и плотности освоения отдыхающими перешеек является, скорее, лесопарком. Что-то вроде Сосновки, только очень большой. Но ведь им обещали, что они станут экстремалами, они ведь заплатили за это большие деньги (1500 руб. за один заезд в «Орехе»)! Так нельзя же им отказать! А что может лучше изобразить героя-покорителя, если не брод через реку с тучей брызг или агрессивно-вызывающий проезд на скорости мимо несчастных пешеходов? Истинно экстремальный спорт, на мой взгляд – это пешком попытаться остановить обнаглевшего квадроциклиста. Одного такого господина я знаю: он сумел голыми руками выгнать квадроцикл, который зимой заехал на общественную лыжню и испортил ее. Ищущие экстрима – примите к сведению. Героизм – вот он, а не то, что вам продают.

Дерзну утверждать, что проведение серьезных многодневных гонок в Северном Приладожье давно утратило актуальность. При всем моем уважении к участникам «Ладоги-Трофи», какой смысл воображать себя смелыми первопроходцами там, где под каждым кустом разбит туристический лагерь? Рекреационная нагрузка на север Ленобласти и юг Карелии огромна. Если в каком-нибудь относительно безлюдном месте (Псковская, Новгородская область, да хотя бы Тихвинский и Бокситогорский район Ленобласти) сломанный ради проезда джипа куст еще можно оправдать, то в Карелии единственное для него оправдание – это наличие дорогой машины, снаряженной для «экстрима». Когда директор гонки «Ладога-Трофи» говорил о том, что после техники тропы быстро восстанавливаются, он не учитывал, что в Карелии по этой тропе люди ходят если не каждый день, то точно каждые выходные. И неудобство от проезда каких-нибудь пяти джипов или квадроциклов в первый же месяц испытает сотня пеших туристов. Выходит, что за удовольствия меньшинства «отдувается» большинство.

Понятно, что взывать к жалости владельцев внедорожников – дело бесперспективное. Нужны административные механизмы регулирования, а вот их-то как раз и нет. Большинство квадроциклов, которые я встречала на Карельском перешейке, не имели номерных знаков. Это – нарушение (все подобные средства должны быть зарегистрированы в Гостехнадзоре), равно как и проезд без прав. Однако на территории лесного фонда постов ГИБДД нет, контролировать некому. Да и сам факт проезда по лесной дороге не запрещен. Директор «Brandt» полагает, что муниципальная администрация должна установить запрещающие таблички там, где квадроциклам проезжать нельзя. Но кто будет следить за выполнением этих запретов? В Токсово активисты движения «Токсовские озера» самолично роют глубокие траншеи на подступах к берегам, чтобы обеспечить выполнение ч.15 ст.65 Водного Кодекса, перекапывают заезды в местный заказник «Озеро Вероярви». Иногда это небезопасно: местный житель Виктор Кондаков как-то раз вынужден был ночью прятаться в только что вырытой им траншее, чтобы избежать гнева автомобилистов. Так что же делать нам, по-старинке мечтающим о тишине, покое и чистых озерах? Похоже, остается одно: ждать, пока количество внедорожников перейдет все мыслимые пределы и их владельцы начнут мешать уже друг другу. Тогда, возможно, они сами станут инициаторами регулирующих мер.

Ирина Андрианова

Запись опубликована в рубрике Главная, С-Петербург и область. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.