РЕКА БУРНАЯ. МЫ ТЕРЯЕМ ЕЕ

Недавно в нашу редакцию поступило взволнованное сообщение от рыбаков из Ленинградской области, привыкших отдыхать в устье реки Бурная (место впадения в Ладожское озеро). Сообщение, вобщем, стандартное: там, где до последнего времени оставался свободный берег (один из немногих на Бурной), сейчас появился свежий забор. За забором – база отдыха под названием «Золотой берег», принадлежащая некоему ООО «СтройТранс».

За право закинуть удочку на «Золотом берегу» новые хозяева просят 200 рублей, за право спустить лодку на воду – 500. На заборе висит аккуратный прейскурант. Заметим, что согласно ст. 6 Водного Кодекса, граждане вправе не только свободно находиться на береговой полосе водного объекта, но и использовать ее для нужд любительской рыбалки. Выходит, что де-юре платная рыбалка на водных объектах общего пользования (грубо говоря, везде, кроме искусственных водоемов, и то не во всех случаях) оказывается вне закона. Да и забор «Золотого берега», спущенный по урез воды, тоже ощущения законности происходящему не добавляет.

Захватывать уже нечего

Река Бурная (представляющая собой один из двух, южный, излив системы Вуокса в Ладогу) – одна из самых болезненных точек Карельского перешейка с точки зрения берегозахватов. По данным экологических организаций, из 10км ее русла примерно 7км застроены и перекрыты. Застройка и продажа оставшихся 3 км идет полным ходом. Каждый месяц на риэлторских сайтах (а следом – и в Списке незаконных продаж «Не покупай беззаконие!», который ведут движение «Против захвата озер» и сайт «Леноблньюс») появляются новые объявления типа «Продается участок на реке Бурная с собственным выходом к воде». Интересно, что будут продавать продажные (извините за тавтологию) чиновники Администрации Приозерского района, после того, как берега Бурной полностью закроются? Надо понимать, что участки на «второй линии», без возможности подойти к воде, вряд ли будут пользоваться спросом. Или срок истечения полномочий у этих чиновников четко привязан к моменту завершения распродажи берегов? А потом – заслуженный отдых в Майами?

А ведь борьба против захвата Бурной началась не вчера. Бесконечные проверки прокуратур, комитетов и комиссий проводятся здесь примерно с 2003 года. И предписания о сносе выносятся, и даже суды выигрываются. Только большинство решений остаются на бумаге. И очередная проверка фиксирует лишь новые стройки и заборы.

На самом деле, огораживание берега ООО «СтройТранс» выглядит (по крайней мере, пока) не самым ужасным из всех. В том смысле, что людей на территорию пока пускают. Большинство других захватчиков представляют собой элитных домовладельцев-частников, и их заборы наглухо закрыты для всех. «Золотой берег» – это что-то вроде последней капли. Зачем (это вопрос к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области) нужно было отдавать в аренду участок гослесфонда на берегу реки, где и без того осталось так мало свободных мест? Если Комитет согласовал установку забора по периметру участка, то он сам нарушил ст. 11 Лесного Кодекса РФ, которая однозначно запрещает арендаторам огораживать лесные участки (да и про Водный Кодекс следовало бы вспомнить). Если забор не был согласован и арендатор поставил его самовольно, то возникает другой вопрос: почему региональные власти раздают в аренду лесные территории, будучи не способны контролировать действия арендаторов?

Водные хищники

Наиболее циничный захват берега (а также леса) имеет место километров в 3-4 выше по течению, в месте впадения в Бурную реки Вьюн. Полуостров, образованный слиянием рек, теперь является частной собственностью. Несмотря на то, что территория лесного фонда, к которой он относится, по закону не подлежит приватизации. Но эти мелочи не стали препятствием для компании UD Group, которая сначала взяла участок в аренду под рекреацию, а потом ничтоже сумняшеся нарезала полуостров на участки и начала их продавать! Какие бумажки при этом получает покупатель, остается загадкой. Впрочем, зная уровень коррумпированности ленинградского Управления Росреестра, вполне можно допустить, что специально для этого случая им были нарисованы некие «кадастровые паспорта». Коттеджный поселок называется «Яхт-клуб «Стрелка», но почему-то представляет собой плотное скопление частных наделов с домами, по кусочку берега на каждый. Застройщик без тени стеснения продает участки через интернет. И ладно бы еще природоохранная прокуратура и Комитет по природным ресурсам случайно этих объявлений не заметили и потому не пресекли беззаконие. Так нет же – местные жители уже примерно год как жалуются на берегозахватчиков во все инстанции. Но за истекший год количество заборов на полуострове только выросло.

Такую же слепоту надзорные органы демонстрируют в отношении истока реки Бурная, вблизи озера Суходольского и порога Падунец. Там сплошная линия берегозахватов начинается от поселка Удальцово (берег перед которым поделен почти полностью). После Удальцово еще сохранилось несколько свободных участков, но уже напротив порога Падунец вдоль берега выстроились несколько коттеджных поселков. Некоторые из них строятся и продаются в настоящее время, на глазах «затыкая» прорехи в стройном ряду застройки. Далее застройка идет волнами, уплотняющимися около населенных пунктов и дачных кооперативов. А теперь, для симметрии, забор появился и в устье. Мы даже не спрашиваем, что манит сюда все новых и новых застройщиков, почему они ажиотажно рвут из рук последние кусочки реки. Почему компетентные чиновники не предпринимают никаких действенных мер, чтобы это остановить – вот более интересный вопрос.

Прокуратура в настоящий момент проводит проверку по обращениям граждан в отношении базы отдыха «Золотой берег». Хотелось бы, чтобы разбирательство на сей раз закончилось чем-то более существенным, чем обычные «предписания об устранении нарушений».

Ирина Андрианова, “Против захвата озер”

Статья опубликована в “Новой Газете. СПб”  http://www.novayagazeta.spb.ru/2013/53/6

This entry was posted in Главная, С-Петербург и область. Bookmark the permalink.