В Республике Коми на полтора года посадили директора и хозяина фирмы ООО “Северный Урал” Дмитрия Кириллова

В Республике Коми на полтора года посадили директора и хозяина фирмы ООО “Северный Урал” Дмитрия Кириллова, который осуществлял доставку туристов на самый “раскрученный” объект Печоро-Илычского заповедника и Урала в целом – знаменитые столбы выветривания Мань-Пупунёр. Посадили, впрочем, не за это, а за то, что вдобавок к колоссальным прибылям (один тур на Столбы стоил до 50 тысяч рублей, а в сезон иной раз на плато садилось до трех вертолетов, и это не считая пешеходов/лыжников и снегоходчиков зимой) он решил еще и получить казенные деньги на якобы противопожарное патрулирование гигантской территории заповедника (более 721 тыс Га, то есть больше 7 тысяч кв.км). Однако, получая деньги (3,5 млн рублей за 2018-19 гг.), никакого патрулирования он не вел: вертолеты, летавшие над пармой, лишь следовали по кратчайшей траектории до Столбов и везли туда все тех же туристов… https://komionline.ru/news/direktor-firmy-v-komi-polu.. Получается, Кириллов стал жертвой собственной жадности)). 

В связи с этой историей мы хотели бы сделать небольшой комментарий. Наш активист тоже был сотрудником Печоро-Илычского заповедника и, хотя на Столбах ему побывать не удалось (из-за огромного расстояния от центральной усадьбы заповедника до Столбов возникала парадоксальная ситуация: сотрудники поехать туда не могли, а туристы, за 50 тысяч – пожалуйста), он неоднократно слышал от коллег о многочисленных нарушениях, сопровождавших деятельность компании ООО “Северный Урал” на заповедной территории. Кириллов был большим приятелем многих региональных и федеральных чиновников; при поддержке РГО (“Русского географического общества”, возглавляемого министром обороны Сергеем Шойгу) ему удалось построить на заповедной территории туристическую инфраструктуру – проложить тропу, устроить вертолетную площадку, а далее – все наращивать и наращивать поток туристов. Все это очень слабо корреспондировалось с принципом заповедности. Обилие народу создавало фактор тревожности для животных. Не избежать было и вытаптывания тундровой растительности на плато. Чтобы бороться с вытаптыванием, “Северный Урал” завез на плато камнедробилку, и его волонтеры дробили “заповедные” камни для отсыпки тропы (!). Возникла и мусорная проблема: если на самой заповедной территории мусор убирали, то на сопредельной, по которой двигались к Столбам туристы, он накапливался, и там убирать было некому.

Сотрудники заповедника фиксировали и другие нарушения: как-то раз волонтеры “Северного Урала” были застуканы госинспекторами за рубкой живых деревьев. Другой раз вертолет “Урала” совершил якобы аварийную посадку на плато (у его пассажиров не было разрешения на посещение Мань-Пупунёра), но это оказалось спланированным обманом: ночью групповод целенаправленно повел туристов на Столбы. При этом “Северному Уралу” все сходило с рук – волонтерам, допустившим нарушения, успешно давали пропуск на территорию по второму разу; туристке с собакой, которая в нарушение Положения об ООПТ прошла с ней на территорию, после звонка в дирекцию заповедника все разрешили, и она даже дерзко сфотографировалась с псиной вне тропы и выложила фото в соцсети. Одним словом, “Северный Урал” имел право на все. И неудивительно: ведь кроме туристов, его вертолеты регулярно возили на Столбы региональных и федеральных “шишек”, и Кириллов пользовался их покровительством. Сотрудники жаловались, что, по ощущениям, хозяин на “Мань-Пупунёре” – не заповедник, а ООО “Северный Урал”.

Но хищение 3,5 млн – это было уже слишком, и тут покровительство Кириллова не спасло. Однако вот интересное совпадение: одновременно с приговором суда стало известно об увольнении директора заповедника Леонида Симакина. Он доработал две недели и ушел 1 сентября. В процессе заповедник выступал потерпевшим, что выглядело довольно странно, с учетом того, что “Северный Урал” при этом преспокойно продолжал возить туристов на Столбы (и делал это вплоть до конца летнего сезона 2022 года). Похоже, директор заповедника оказался меж двух огней: по требованию прокуратуры он вынужден был формально “сажать” Кириллова, но тем самым вызвал недовольство республиканского начальства. И, хотя регион – заповеднику не указ (это федеральное учреждение), директор в итоге не выдержал прессинга и ушел на пенсию.

Впрочем, все это лишь наше мнение. Важно другое – туризм в заповедниках, который и без того подвергается справедливой критике со стороны экообщественности, в случае Мань-Пупунёра приобрел чрезмерный характер, да еще, как видим, и криминальный оттенок. При поддержке чиновничества и ради прибылей бизнеса (таки да, заповедник из огромных доходов туроператоров практически ничего не получал – зарплата низовых сотрудников просто смешная, материально-техническая база находится в плачевном состоянии) осуществлялась неоправданная нагрузка на ценнейшую заповедную территорию.

Из всего этого мы призываем сделать простой вывод: самое лучшее, что богатые туристы (располагающие, предположим, 50 тысячами на вертолетный тур или сопоставимой суммой на подъем вверх по Печоре на аэролодке, производящей чудовищный шум и распугивающей все живое; этот тур, правда, организует не “Северный Урал”, а другой оператор, ну да неважно) могут сделать для Столбов в частности и для заповедника в целом, так это от данных туров отказаться)))).

P.S. – Приговор в законную силу не вступил, впереди еще апелляция. Теоретически, Кириллов может представить справку о слабом здоровье и отделаться условным сроком.

#печоро_илычский_заповедник
#маньпупунёр
#северный_урал
#коми

This entry was posted in Главная. Bookmark the permalink.