ПРИМОРСКИЙ ПОРТ: БИТВА КОНСПИРОЛОГОВ

Накануне прошедших вчера общественных слушаний по проекту нового порта в Приморске борьба вокруг него небывало обострилась. Со стороны застройщика в ход идут заказные статьи в СМИ, где противников порта объявляют оплаченными агентами Прибалтики и Финляндии, а всю протестную кампанию – спланированной акцией иностранных конкурентов, которые не хотят делиться стивидорной монополией с российскими портами.

Особняк в Финляндии, принадлежащий Рамису Дебердееву

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве неопровержимых доказательств предъявляются фото из Эстонии, которые выложила у себя на странице одна из активисток (логично, ведь все шпионы так делают – публикуют фото родины своих хозяев), подписка другого активиста на ресурс Навального (прямая ссылка на заказчика – тоже очень в духе оплаченных врагов России), и наконец – бомба! – финский IP-адрес третьего активиста. Так как именно Прибалтика и Финляндия менее всех заинтересованы в строительстве конкурирующих портов по соседству, то паззл сходится – больше ничего объяснять не надо. Действительно, все ясно как день, и нам даже показалось странным, что автор расследования на ресурсе 47Online – некто Владислав Поляков (это имя не гуглится более нигде) уделил так мало внимания раскручиванию финского следа. Ведь по прибалтийскому сюжету он сочинил целую историю: так, оказалось, что причина появления в «Новой газете» этой и предыдущей статей – в том, что посещавшая Эстонию экоактивистка «по некоторым данным» сотрудничает с тамошним представительством издания. Хотя, на наш скромный взгляд, делать такой длинный крюк активистке было бы нерентабельно: так как Поляков утверждает, что она живет в Петербурге, то ей проще было занести свой «русофобский» (терминология из статьи) заказ сразу в питерскую «Новую».

Ошибка резидента

Так или иначе, но мы решили восполнить досадный пробел и найти таинственного врага проекта порта с финским IP. Мы вооружились методикой 47Online и, черт возьми, нам это удалось! Полюбуйтесь: в финской прессе (например, Helsingin Sanomat и Taloussanoma») опубликовано несколько материалов о дорогом особняке эпохи модерн близ Руоколахти, принадлежащем одному из совладельцев будущего порта ООО «Приморский УПК» Рамису Дебердееву. Рядом с особняком он в 2010-13 гг. выстроил коттеджный поселок, где продавал дома (исключительно русским покупателям) по 700000 евро каждый. Въезд в поселок преграждает привычный русскому глазу аншлаг на нашем родном языке «Проход запрещен. Частная территория». В конце линии однотипных коттеджей находится и собственный дом Дебердеева, а вот замок (так называют его финские журналисты) он сейчас пытается продать. Следы хочет замести, не иначе!

Обратимся еще раз к произведению Владислава Полякова. При помощи анонимного эксперта-лингвиста он без труда разгадал, что скрытая цитата из Егора Летова в речи активиста с финским IP («Петр Первый давно разложился на плесень и на липовый мед» – приводит Поляков его слова) «выдает, что этот человек владеет русским языком, но это не его родной язык». Как заявляет эксперт, «анализ лексики, то, как он выстаивает предложения, характерно для носителей языков скандинавской группы. К этой группе, в первую очередь, относятся языки Северной Европы, в том числе, Финляндии».

Бог с ним, что финский язык вообще относится к финно-угорской семье, тогда как все скандинавские – к индо-европейской. Главное, что ход мысли у 47Online – правильный! Напомним, что владение недвижимостью и ведение строительного бизнеса в Финляндии означает обладание статусом «резидента».

Так вот он, коварный резидент-шпион! Какая тонкая многоходовочка! Один из хозяев порта сам является резидентом страны, которая, по утверждению лояльных к нему СМИ, наряду с Прибалтикой заинтересована в торможении проекта «Приморского УПК». Тут и гадать нечего: это Рамис Дебердеев со своего финского IP «чморит» собственный проект, чтобы угодить своей второй тайной родине. Но вот беда: как не пытался он стилизовать «специфику построения предложений», характерную для иностранца, Егор Летов его выдал с головой. Вот такой двойной агент. Г-н Поляков, возьмите сюжет на вооружение!

Тайный агент «зеленых»?

И ведь это еще не все. Применяя ту же методику, несложно убедиться, что второй и самый известный совладелец «Приморского УПК» – питерский миллиардер Илья Трабер – тоже давно ведет двойную игру.

Во-первых, он тоже много посещает заграницу, причем любит страны с портовой экономикой. «Трабер в 2016 году был объявлен в розыск испанским судом по «делу русской мафии» об отмывании денег на испанской недвижимости», – сообщал«Деловой Петербург» весной 2018 года. Тоже, значит, резидент, только теперь испанский. Ранее в испанского и французской прессе его называли коллегой лидера тамбовской ОПГ Владимира Барсукова (Кумарина).

Да и в Приморске Трабер изначально вел себя противоречиво. Так, в 2011 году, когда государство уже готово было развивать портовые мощности к юго-востоку от Приморска, вокруг озера Высокинское и в бухте Желтая, именно связанные с Трабером структуры помешали этим планам осуществиться!

В соответствии с двумя распоряжениями правительства РФ (от 2008 года за подписью Сергея Иванова и от 2010 года за подписью Игоря Сечина), вся эта территория должна была использоваться для строительства нового портового района «Высокинский» нефтеперевалочного порта «Приморск». Как сообщает «Росбалт» со ссылкой на газету «РБК Daily», в целях реализации этих планов Минэкономразвития в начале 2011 года поручило Федеральному агентству по управлению госимуществом (ФАУГИ) по Ленинградской области осуществить все необходимые действия для выделения участков земли под нужды развития порта.

Однако вместо того, чтобы выполнить эти весьма спорные с природоохранной точки зрения решения властей, ФАУГИ пошло на откровенный саботаж. В августе ведомство 2011 года разделило исходный участок вовсе не в соответствии с согласованной на правительственном уровне схемой. Были образованы семь земельных участков, один из которых (самый крупный и ценный) площадью 3 611 га был передан в собственность по многократно заниженной цене некоему ОАО «ПНТЦ «РКК «Энергия».

пляж высокинское жд (2)Пляж на Высокинском озере.

Поясним: весь периметр берега озера Высокинское относится не к лесному фонду, а к так называемым «землям промышленности, транспорта, связи, обороны, безопасности…» etc, исторически находившимся в пользовании различных структур Минобороны. В просторечии – «оборонные леса». В данном случае оборонным лесом пользовалась ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева. При этом за лесные насаждения отвечало (и полагаем, что отвечает до сих пор) Морозовское лесничество Министерства обороны. Но корпорация была ликвидирована, а возникшая на ее обломках ПНТЦ «РКК «Энергия», объявив себя правопреемником, потребовало льготной приватизации участка. Прокуратура Ленинградской области с этим не согласилась, о чем письменно уведомила ФАУГИ. Министерство обороны в 2010 году также заявляло, что «Энергия» к целям обороны никакого отношения не имеет.

Однако Управление имуществом эти факты проигнорировало, и в феврале 2012 году продало «Энергии» гигантский надел по символической цене – 50 рублей за 1 га. Общая сумма сделки составила 183 тыс. 593 рубля 92 копейки. На следующий день после государственной регистрации прав на участок ОАО «ПНТЦ «РКК «Энергия» перепродало его новому юрлицу — ООО «Форт», причем сумма сделки составила уже 30 млн рублей. Сразу после завершения сделки ОАО «ПНТЦ «РКК «Энергия» подало на ликвидацию.

По информации «РБК Daily», два члена совета директоров самозваного преемника корпорации были связаны с уже упомянутой тамбовской ОПГ Барсукова (Кумарина). А имена собственников «Форта» связывали, среди прочих, с Ильей Трабером.

Получается, что структуры Трабера способствовали тому, чтобы распоряжение правительства о создании нефтяного порта не было выполнено! После того, как «Форт» завладел 3,6 тыс. га на Высокинском, реализация проекта остановилась. Активизировался «Форт» только сейчас, когда был запущен новый проект угольного порта в Приморске – теперь уже траберовский. Выходит, что Трабер посредством сложного гешефта либо пытался спасти территорию от порта, либо ждал, пока этот порт будет контролировать он сам. Так как на запрос автора в пресс-службе «Приморского УПК» интерес к Высокинскому категорически отрицают, то мы не можем не поверить и делаем вывод: конечно же, Трабер просто пытался спасти лес.

Добавим, что в Морозовском лесничестве, куда обратились активисты, очень удивились тому, что берега Высокинского, оказывается, проданы в частную собственность. По словам лесничих, никаких рубок они там не согласовывали. Впрочем, у Департамента Рослесхоза оказалась другая информация: жителям по телефону сказали, что берега проданы подчистую, то есть вместе с лесными насаждениями (что вообще-то не согласуется с законодательством). Истину узнать пока не удалось: в 2012 году Арбитражный суд наложил арест на любые действия с участком «Форта» вплоть до завершения проверки Генпрокуратуры, однако о том, чем она закончилась, информации не было. Как сообщала «Новая Газета», комитет по природным ресурсам отказывается отвечать что-либо по рубкам на Высокинском, открестившись и от леса, и от самого озера, хотя последнее является водным объектом общего пользования и приватизации точно не подлежит.

j18W4tsdMIwВырубка в Балтийском.

Очень экономный миллиардер

Напомним, что ООО «Приморский УПК» Трабера-Дебердеева заявил об инвестициях в проект в объеме 70-90 млрд рублей. За это, согласно инвестиционному соглашению с Ленинградской областью, порт обеспечивается железнодорожной и энергетической инфраструктурой за государственный счет (из бюджета обещали потратить 2 млрд). Также владельцам УПК практически дарят 750 га леса на берегу (сначала они передаются в аренду под вырубку, а затем выводятся из лесного фонда). Но пока мы заметили вложения только со стороны государственного партнера. «Приморский УПК» экономит даже там, где по закону обязан платить. Так, в апреле-мае на берегу залива на месте будущей портовой инфраструктуры были вырублены 266 га леса, переданные УПК «с целью строительства линейных объектов» (очевидно, речь идет о подъездных путях к порту).

В пресс-службе ООО «Приморский УПК» при ответе на запрос автора статьи не отрицали, что рубка произведена до согласования проекта (!). Правда, уточнили, что вырублено только 200 га. Однако, чтобы вывезти и продать этот лес, УПК не удосужился даже построить лесовозные дороги, вместо этого захватив (и испортив) существующие улицы поселков Балтийское и Ермилово. В редакции имеется коллективное обращение местных жителей по этому поводу (вместе с 44 отсканированными подписями).

«Подрядчик вырубки – ООО «Конгломерат» установил на поселковых дорогах знаки, запрещающие проезд, тем самым закрыв подъезд к нашим домам, – говорится в обращении. – В начале апреля 2019 года по Окольному проезду п. Балтийское и по Балтийскому проезду п. Ермилово стали осуществлять движение лесовозы с загрузкой от 40 до 60 куб. м (60-80 т)». В результате полотно Окольного проезда, по которому ездит школьный автобус, было полностью разрушено. Жители обратились в администрацию Приморска, в природоохранную прокуратуру, комитет по природным ресурсам ЛО, представительство президента в СЗФО и даже в полицию. Кроме того, удалось дозвониться на горячую линию к губернатору Дрозденко. Но все полученные ответы свелись к одному – «нарушений не выявлено».

«Ни один институт власти не смог защитить наши права и хотя бы остановить уничтожение леса до выяснения всех обстоятельств дела, – пишут люди в обращении к последней надежде – президенту. – Вызывает удивление тот факт, что ООО «Приморский УПК», которое анонсировало на федеральном уровне инвестиции в терминал в размере 70-90 млрд руб., не нашло средств и желания пробить просеку по своему участку (около 1 км) для вывоза леса. Или этот инвестор планирует строительство терминала с использованием только поселковых дорог?»

Иными словами – насколько серьезны планы инвесторов? Ведь помимо Приморска, у них немало других интересных проектов. Трабер и Дебердеев недавно зарегистрировали аналогичное предприятие на Камчатке – ООО «Камчатский контейнерный терминал». А ранее «Деловой Петербург» рассказывал, что в 2015 году Дебердеев анонсировал проект по производству сыра, но дело так и не пошло. До этого, напомним, были строительство и торговля недвижимостью в Финляндии. Недавно Дебердеев основал строительную компанию и в Ленинградской области – ООО «Цертус». Правда, пока она неактивна. Но самое главное, о чем в последний год писали многие СМИ – это война за завладение активами в порту Усть-Луга. Совладельцы «Приморского УПК» уже получили контроль над терминалом «Юг-2»: компания ООО «Новые коммунальные технологии», бенефициарами которой они являются, стала основным кредитором компании ОАО «Транспортно-логистический комплекс», которая владеет этим терминалом. А с учетом того, что существующие порты Финского залива и так недозагружены (см. «Программу развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года»), то захотят ли бизнес-партнеры вкладывать деньги и силы в новый мега-проект? Не может ли быть такого, что 47Online старается для заказчика совершенно напрасно?

Статья опубликована на сайте природоохранной организации “Беллона”

 

 

This entry was posted in Главная, С-Петербург и область. Bookmark the permalink.