ОПЫТ ИЗВРАЩЕНИЯ АНТИЗАХВАТНЫХ ЗАКОНОВ

Опыт извращения хороших законов

Статьи КоАП, предполагающие крупные штрафы берегозахватчикам, неприменимы на практике, так как юридические лица легко превращаются в физические.

Долгие годы экологи сетовали на отсутствие в законодательстве адекватного наказания за берегозахваты. Наконец в Кодексе об административных нарушениях стали появляться необходимые статьи. Например, статья 8.12.1 (введена в 2013 году), в отличие от ранее применявшейся 7.1.1 (самозахват чужого участка со штрафом 500 рублей для физлиц и 1500 — для юридических) за «несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе» предполагает штраф до 300 тысяч рублей. Правда, такой штраф угрожает только юридическим лицам. Физическим — от 3 до 5 тысяч, индивидуальным предпринимателям — от 40 до 50 тысяч.

В последние годы усилилась тенденция именно коммерческих берегозахватов — то есть для создания баз отдыха или коттеджных поселков. Свободных берегов в удобных местах осталось немного, а организовать сложную схему захвата (например, через рекреационную аренду лесного фонда) под силу именно юрлицам.

Но за шесть лет практика наказания по статье 8.12.1 оказалась более чем скромной. Выставить максимальный размер штрафа практически невозможно: юрлицо тут же объявляет себя лицом физическим!


Генеральный директор компании, которая захватила территорию, вдруг заявляет, что он сам (как физическое лицо) своими руками нагородил незаконный забор.


Так, на берегу Ладожского озера в Приозерском районе, в южной оконечности Моторной бухты есть красивый мыс со старым маяком. Но увидеть маяк вблизи теперь могут лишь гости парк-отеля «Капитан Морган»: руководство заведения огородило мыс забором по урез воды. Металлические рамы с сеткой даже на пару метров заходят в воду. После жалобы жителей департамент Росприроднадзора по СЗФО возбудил административное дело по статье 8.12.1. Однако в итоге «виновным» оказалось не юрлицо «Капитан-Морган», а некий ИП Симарев Н. Н. Соответственно, ставка финансовой ответственности снизилась в пять раз. С какой стати Симарев вдруг стал выполнять незаконные работы для отеля, в ответе, который получила организация «Новый экологический проект» от замначальника департамента О. В. Авдиенко, не сказано ни слова. Затем виновник и вовсе превратился в физлицо! Дальнейшие события вообще заставили задуматься, а был ли мальчик. Потому что в ответе Росприроднадзора фамилия виновного одна, а в ответе заместителя природоохранного прокурора Ленинградской области П. Г. Карташова — совсем другая. В прокуратуре считают, что по той же статье за забор «Моргана» в те же самые даты привлекался некий Казаков А. Д. Причем даже не ИП, а обычное физлицо.

Увидеть маяк вблизи теперь могут лишь гости парк-отеля «Капитан Морган. Фото: vk.comУвидеть маяк вблизи теперь могут лишь гости парк-отеля «Капитан Морган”

Оба ведомства сходятся лишь в том, что загадочное физлицо в итоге избежало даже минимальной финансовой ответственности и вместо штрафа отделалось «предупреждением». Судя по уже приведенному письму Росприроднадзора, нарушителя они пожалели потому, что он поспешил исправиться: «Забор был добровольно демонтирован в ходе расследования дела. Таким образом (…) свободный проход обеспечен». Спустя примерно год «Новая» проверила территорию и убедилась, что в заборе не сдвинулась с места ни одна деталь. Получается, что надзорные органы на Ладоге вообще не контролировали исполнение предписания.

Еще одна «штрафоемкая» статья — «Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности» (8.42.1) действует с 2009 года. Штраф для физических лиц — 3000–4500 рублей, для юридических — от 200 до 400 тысяч.

В Гатчинском районе застройщик коттеджного поселка Графская Славянка, ООО «Армада», желая выгадать дополнительную площадь, попросту «передвинул» русло Черной речки (бассейн Славянки) метров на 30 к юго-востоку, а образовавшийся кусок прирезал себе. Мало того, речку «задвинули» на соседний частный участок, и теперь соседи станут нарушителями: их постройки могут оказаться в новой береговой полосе.


«Армада» вдобавок к суше получила еще и пруд, оставшийся от прежнего русла. На его берегу, прямо над водой, построен офис продаж.


Комиссии комитета госэконадзора Ленинградской области в «Армаде» заявили, что речку никто не перекладывал, а пруд они выкопали сами. Хотя сличение спутниковых снимков до и после земляных работ показывает, что в 2016 году отдельного пруда в этом месте не было, а излучина реки имела другую конфигурацию. Однако «визуально в период осмотра установить изменение русла Черной речки не представляется возможным», ибо «местами лежит снежный покров», резюмирует зампредседателя комитета А. С. Ермолов.

Космоснимки до и после перекладки русла

Комитет все-таки возбудил административное дело по факту «незаконной распашки земель вдоль русла» по статье 8.42.1. И платить бы «Армаде» не менее 200 тысяч рублей штрафа, но виновником объявило себя физлицо Овсянников Е. В. По странному совпадению — гендиректор «Армады»! «Согласно объяснениям жителя поселка Овсянникова Е. В., работы им произведены по собственной инициативе, с целью приведения береговой полосы в порядок», — отвечает сотрудник областной прокуратуры Сергея Петриченко жителям соседнего поселка. Между тем на своем сайте «Армада» гордо отчиталась о «работах по благоустройству» и выложила фото рытья нового русла.

Казалось бы, если не выполняются предписания и даже решения судов, не важно, по какой статье возбуждать заведомо неисполнимое производство. Однако взыскать штраф технически проще, чем снести постройку по суду. А два-три внушительных штрафа в течение полутора лет — и незаконный забор становится настолько обременительным, что возникает желание снести его добровольно. У надзорных органов теперь есть все инструменты, чтобы успешно бороться с нарушителями малой кровью. Не хватает лишь политической воли.

Статья опубликована в “Новой Газете.СПб”

This entry was posted in Главная, С-Петербург и область. Bookmark the permalink.