БОЯТСЯ НАРУШИТЕЛЕЙ, НО НЕ БОЯТСЯ ВРАТЬ

Ответ из надзорного ведомства о том, что тот или иной берег или лесной участок освобожден от незаконного забора, еще не означает, что это действительно так. За достоверность подобных сведений чиновники почему-то ответственности не несут. Нередко они просто ссылаются на клятвенное обещание владельца забора снести его, но не утруждают себя проверкой.

mWCBHDMi3YI

Поэтому проверять приходится активистам и волонтерам. Сегодня мы решили подготовить свежую сводку по исполнению предписаний контрольных и надзорных органов – прокуратуры, Департамента Росрироднадзора по СЗФО, комитета госэконадзора Ленинградской области, муниципальных властей. Скажем сразу: порой случалось, что предписания выполнялись! Иногда – выполнялись частично, иногда – «символически». А иногда – просто дерзко игнорировались, что не мешало чиновникам поставить свою подпись под ответом, что якобы «ограждение демонтировано». К сожалению, адекватный механизм наказания за такую ложь отсутствует.

1. База отдыха ЗАО «ВАД», она же – «Северный Дубай» (на некоторых картах фигурирует как «семейная база «Моторное»). Берег Ладожского озера в районе поселков Береговое и Моторное, Ларионовское МО, Приозерский район Ленинградской области. В 2016 году база выглядела, как сверхсекретный лагерь подготовки контрразведчиков – секции забора уходили в воду метров на 10, с двух сторон над берегом нависали вышки охраны (разве что без пулемета), а с суши участок площадью 14,8 га (!) опоясывался глухим забором четырехметровой высоты. Впрочем, «Северный Дубай» и сейчас не слишком изменился. Длина забора – 1,9 км, длина огороженного берега – 800 м. Предположительно, за забором обитали/обитают семьи высшего руководства компании «ВАД». Известно, что эта фирма строит и ремонтирует большинство крупных транспортных объектов региона, однако этих заслуг, полагаем, недостаточно, чтобы подарить ей участок, относящийся к категории «особо охраняемые территории и объекты». Именно так в материалах Росреестра обозначена территория, на которой расположен огромный надел. Причем, если узкая полоска вдоль берега (кадастровый номер 47:03:0203002:46) используется «ВАДом» на правах аренды, то основная часть (около 12 га, кадастровый номер 47:03:0203002:4) – приватизирована. Кстати, разрешенный вид использования берегового участка («для устройства причала и пляжа») арендатором грубо нарушается. Вместо этого в акватории отсыпан длинный ковшеобразный мыс, который отрезает от открытой Ладоги небольшую внутреннюю бухту – видимо, марину для катеров и яхт. Примечательно, что администрация Ларионовского МО этого нарушения в упор не заметила.

ePNoVmICsJA На берегу по-прежнему красуются вышки охраны, так что особого желания облезать забор по камням у путешественников не возникает. Фото: Андрей Сомов

В 2016 году организации «Новый экологический проект» и «Открытый берег» направили обращение в Департамент Росприроднадзора по СЗФО с просьбой разобраться с «Дубаем». Вскоре пришла дежурная – теперь уже можно сказать «отписка» – о том, что ЗАО «ВАД» «предоставило сведения и фотоматериалы, подтверждающие снос забора, установленного по двум границам земельного участка в урез воды». В этом году волонтер «Открытого берега» решил проверить, действительно ли забор демонтирован. Оказалось, что сняты только те секции, которые находились непосредственно в воде. Теперь забор заканчивается примерно в 1,5-2м от воды, но обойти его все равно крайне затруднительно: берег завален большими валунами. Эти ли фотоматериалы подтвердили Росприроднадзору снос забора (тогда чиновники просто слепы!), либо «ВАД» сначала действительно освободил береговую полосу, а потом частично восстановил забор – пока неизвестно. Надеемся, скоро мы это выясним. А также надеемся узнать, что в настоящий момент происходит с соседним лесным участком на берегу, по площади в два раза большим, чем уже освоенный. Там вырублен лес, вбиты колышки, и проведена дорога. Похоже, «ВАД» намеревается строить «Северный Дубай-2». Кстати, на берегу по-прежнему красуются вышки охраны, так что особого желания облезать забор по камням у путешественников не возникает.

2. Парк-отель «Капитан Морган» огородил себе живописный мыс к северу от «ВАД», в поселке Моторное. Это тоже на берегу Ладоги и тоже в Ларионовском поселении. Особую примечательность мысу придает старый маяк. Увы, сейчас полюбоваться им вблизи могут лишь обитатели базы отдыха. Как и в случае с «ВАДом», забор не только огораживает территорию по урез воды, но и заезжает в воду. Активисты также направили жалобу в Росприроднадзор. В конце 2016 года Департамент сообщил, что привлек к административной ответственности некоего индивидуального предпринимателя Н.Н. Симарева, который оказался «виновен» в установке забора.

Morgan Ladoga beregozahvat Маяк на территории парк-отеля «Капитан Морган», захватившего живописный мыс в южной оконечности бухты Моторное. Фото: Движение «Открытый берег»

Это уже не первый случай, когда вместо юрлица к ответственности за природоохранное нарушение привлекается физическое лицо – кто-то из руководства фирмы, либо близкий к нему. Дело в том, что по статье 8.12.1 КоАП (необеспечение доступа на береговую полосу), которая была применена в данном случае, для физлиц штраф просто смешной (3-5 тысяч рублей), тогда как для юридических лиц он весьма ощутим (200-300 тысяч). За всю историю применения этой статьи (с 2012 года) она так и не сработала максимальным штрафом. И теперь мы понимаем, почему.

Провинившийся ИП Симарев, по утверждению Росприроднадзора, все исправил: «Забор был добровольно демонтирован в ходе расследования дела». Судя по всему, инспекторы даже не проверяли его утверждение. Во всяком случае, ссылок на «фотоматериалы» на этот раз нет. Да их и быть не могло: когда спустя полгода, летом 2017 года, активист «Открытого берега» отправился проверять информацию, он обнаружил, что ни единая деталь забора не сдвинулась с места. Более того, «Капитан Морган» был освобожден даже от уплаты мизерного штрафа для физлиц. Так как ИП Симарев, которого он выставил «стрелочником» вместо себя, якобы исправил нарушение, административное дело закончилось «вынесением предупреждения».

Zabo_Shestakova_22_06_18

3. Озеро Лассылампи, Ново-Токсово, Всеволожский район. В течение последнего года этот небольшой объект получил широкую известность как раз потому, что местным жителям и активистам надоело читать ложные отписки. Несоответствующие действительности заверения, будто бы заборы берегозахватчиков снесены, приходили несколько раз от разных ведомств – местной администрации, комитета госэконадзора Ленинградской области, прокуратуры. И всякий раз ограждения либо вовсе не сносились, либо ставились на место сразу по окончании проверки. После лета 2018 года, когда возмущенные жители провели две демонтажные акции, захватчики «пошли навстречу»: заборы стали реанимироваться не в прежнем качестве, а в виде огромных завалов из веток, или (как перед участком вице-президента «Роснефти» Андрея Шишкина) в виде поставленного «на попа» катамарана, который заткнул собой узкий проход по берегу. Сейчас жители готовятся к новым акциям будущим летом.

4. Озеро Глубокое, массив застройки между поселками Грибное и Стрельцово, Выборгский район. Справедливости ради нужно упомянуть и случай, когда задекларированный снос ограждения соответствовал действительности. Осенью 2017 года движение «Против захвата озер» получило от природоохранной прокуратуры Ленинградской области и от администрации Красносельского поселения заверения, что забор по урез воды, отрезающий береговую полосу длиной 500 м, снят. В мае 2018 года активисты убедились в том, что это действительно так: во всяком случае, сетка со столбов был убрана. Этот случай говорит о том, что ликвидировать нарушение не только на бумаге – в принципе возможно. А значит, нет никакой нужды врать.

Впрочем, в ближайшее время активисты планируют обследовать берег Глубокого еще раз.

Статья опубликована на сайте природоохранной организации “Беллона”

This entry was posted in Главная, С-Петербург и область. Bookmark the permalink.