КРЫСЫ НА ЦАРСКОЙ ТРОПЕ

Император Николай Второй был плохим государем, но отличным семьянином. Он очень заботился о здоровье своей семьи и своём собственном.

Особенно это касалось летнего отдыха августейших персон. Согласно рекомендациям лучших европейских врачей и личного лейб-медика Боткина, царь распорядился обустроить пешеходную тропу от своей крымской резиденции в Ливадии до Гаспры длиною шесть вёрст (6711 метров). Она пролегла на высоте 130-140 метров над морем и вилась по живописным склонам крымских гор, обильно покрытых лесами и дающих тень даже в самую жаркую погоду. Царское семейство регулярно совершало прогулки до Гаспры и обратно, чередуя их с купанием в море и чаепитиями в знаменитой ротонде, выстроенной прямо на тропе.


В советское время на курортных землях, когда-то принадлежавших романовской  династии, выросли многочисленные санатории, а бывшая царская тропа, переименованная в «Солнечную тропу», превратилась в популярнейший оздоровительный маршрут для миллионов отдыхающих. В его содержание и развитие государство вкладывало значительные средства. Никому и в голову не могло придти перекрыть «Солнечную тропу» или застроить примыкающие лесные участки. В детстве и юности я проходил по ней много раз и всегда восхищался её красотой и удобством: здесь, не утомляясь, могли гулять люди всех возрастов и любой физической подготовки.


С начала 90-х годов, когда Крым стал частью Украины, окрестности «Солнечной тропы» стали активно застраиваться. Было ощущение, что это делалось даже демонстративно, с подчёркнутым неуважением к месту, тесно связанному с историей России. Свой вклад в эту беспощадную застройку вносили как крупные инвесторы, воздвигавшие здесь огромные жилые комплексы, так и отдельные граждане «незалежной», любыми способами (включая самозахват земельных участков) норовившие  «вписаться» в красоты южнобережного ландшафта. Уже к концу 90-х виды с «Солнечной тропы» скорее напоминали гигантскую стройплощадку, чем курортную идиллию и историческую достопримечательность.

В прошлом январе я снова приехал в Крым и прогулялся по тропе, любимой с детства. Увиденное превзошло мои самые мрачные ожидания. Едва спустившись от Ливадийского дворца к Нижней Ореанде, я обнаружил, что часть «Солнечной тропы» разрушена и размыта дождями.

Пройдя дальше, я наткнулся на бесконечную череду заборов. Они по-живому рассекали уникальные сосновые и дубово-грабовые леса, живописные поляны и ложбины.  Менялись формы заборов, их размеры и материалы, но суть была одна: варварский хапок людей, уверенных в своей полной безнаказанности.

Один из заборов местные жители сломали и в сердцах написали на бетонном цоколе: «КРЫСА!» К несчастью, это слово сегодня впору писать на многих заборах и цоколях, подпирающих «Солнечную тропу» со всех сторон.

Особенно поразили меня окрестности горы Ай-Никола, что рядом с храмом Архангела Михаила. Я хорошо помню одну фотографию из архива царской семьи. Вот так выглядел этот участок тропы сто лет назад:

Ну, а так он выглядит сейчас:

Новые власти Крыма, ставшего российским, объявили о своих амбициозных планах создания на полуострове современной курортной индустрии. Зовут сюда инвесторов и отдыхающих. Из федерального бюджета, несмотря на кризис, выделяются огромные деньги на строительство моста через Керченский пролив и другие дорогостоящие проекты. Но – увы! – с точки зрения текущих крымских реалий все эти вложения могут оказаться напрасными.

Ведь современная курортная индустрия – это прежде всего обширные общественные зоны: протяжённые и общедоступные набережные, парки и пляжи, где отдыхающие могут свободно гулять, бегать, заниматься спортом, ездить на велосипеде, загорать и т.п. Лучшие курорты мира устроены именно так, в этом залог их успеха и процветания.

Крым за последние десятилетия стремительно «развивался» (вернее, деградировал) в прямо противоположном направлении: его общественные пространства – парки, набережные, пляжи – массово уходили под застройку коммерческим жильём и обрастали глухими заборами. Вместо общедоступного берега, дружественного и привлекательного для ВСЕХ, сейчас мы имеем систему закрытых приватных территорий, ощетинившихся КПП и напоминающих  средневековые крепости. А ещё точнее – систему тромбов, прочно закупоривших нормальное «кровообращение» когда-то знаменитого курорта. Сложно передать унижение, которое испытывает российский турист, патриотично приехавший с семьёй в Крым и вместо разрекламированных крымских красот вынужденный на каждом шагу «любоваться» чужими заборами. Платить за столь сомнительное «удовольствие» второй раз он точно не станет.

Начинать возрождение Крыма как современной здравницы нужно не с глобальных и сверхзатратных планов его «развития», а с элементарной расчистки берегов от всевозможных сеток, заборов и прочих подобных объектов, уродующих и убивающих его природные ландшафты.  С открытия всех крымских парков и пляжей, с восстановления традиционных прогулочных троп и терренкуров – таких, к примеру, как знаменитая Царская («Солнечная») тропа. Иначе деньги наших курортников будут по-прежнему тратиться где угодно – в Турции, Болгарии, Хорватии и т.п. – но только не на родной до боли крымской земле.

Сергей МЕНЖЕРИЦКИЙ

 

This entry was posted in Главная, Крым. Bookmark the permalink.

2 Responses to КРЫСЫ НА ЦАРСКОЙ ТРОПЕ

  1. Елена says:

    Безусловно, это все правда, подписываюсь под каждым словом, как житель Ялты. Хочется надеяться на то, что новая власть придет к осознанию необходимости демонтажа и сноса строений и заборов, которые портят прекрасный ландшафт.

  2. Мария says:

    Больше всего я боялась подобного исхода…то что “Крымнаш” меня исключительно не радует.. и будет еще хуже увы(

Comments are closed.