ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ, или особенности берегозахватов по-тверски

Экологи из столичных регионов искренне уверены, что их природоохранные прокуратуры – самые ленивые и продажные, а местные захватчики берегов и лесов – самые хищные и наглые. На самом деле, чем дальше в провинцию, тем циничней становятся нарушения и тем труднее добиться правды от надзорных органов, которые порой не знакомы даже с базовым законодательством, ведут себя с заявителями по-хамски и нередко оказываются “срощены” с нарушителями. В Тверской области берегозахватов, возможно, в абсолютном исчислении меньше, чем в Ленинградской или в Московской. Но и шансов побороть их у местных правозащитников еще меньше. Тому пример – история борьбы за берег знаменитой реки Нерль активистов из Калязинского района Тверской области.“Наша деревня Окатово  находится  в Калязинском районе Тверской области Старобисловского сельского поселения. Это  самая обычная небольшая деревушка.  Но  примечательна она тем, что расположена на берегу реки Нерль,  недалеко от того места,  где в нее впадает приток  Вьюлка. Нерль имеет славную и богатую  историю. Из церковных книг известно, что в феврале 1237 года по реке Нерль от Переславля-Залесского до Кашина, через Скнятино, прошли татары, не оставив после себя «камня на камне». В те времена река Нерль служила военной дорогой. Во времена княжеских междоусобиц населенным пунктам, расположенным по берегам, приходилось много терпеть от татар и половцев.

Давно прошли эти времена,  но  в последние годы и  нам пришлось столкнуться с «нашествием»,  только не татар и половцев, а своих  сограждан,  жаждающих  незаконными путями  обосноваться на береговой полосе реки Нерль. В нашей деревне это произошло  в мае 2011 года, когда начались земляные работы на береговой полосе.

Этот участок берега первоначально  представлял собой заросшую осокой  пойму реки. Эта  низинная часть, ежегодно затапливаемая в период паводка, с заболоченной почвой, была  совершенно непригодна  для строительства и какой-либо иной хозяйственной деятельности, в том числе  и для сенокоса и огородничества. Данная часть берега очень узкая, ограничена поселковой дорогой и практически вся расположена в пределах прибрежно-защитной полосы и береговой полосы.  Пойма реки была местом гнездования диких уток. Никто из нас, жителей деревни,  не мог себе представить, что заповедный для нас уголок реки  будет так варварски уничтожаться. Тем более,  что река Нерль – водоток федерального значения и находится под государственным контролем.

В 2011 году  пойму начали засыпать тоннами  размываемого грунта, который возили на большегрузных машинах ( «КАМаз», «Урал») и разравнивать бульдозером.  Вскоре участок оградили забором, на котором вывесили надпись «Продам  8-910-931-10-07» .

Все земляные работы проводились  Крутиковым В.Н. с использованием  техники, принадлежащей его строительной фирме. Участок был изъезжен и  исковеркан  тяжелыми машинами, которые работали у самой воды. К осени 2011 года в пойме реки  фактически был насыпан искусственный берег.  При этом была полностью уничтожена флора и фауна побережья,  засыпана  береговая, прибрежно-защитная полоса и естественные водоотводные овраги.  Границы береговой полосы были изменены,  акватория реки сократилась,  нарушен курс миграции рыб.

Староста  дер. Окатово  от имени возмущенных жителей обратилась к главе Старобисловского сельского поселения  Бабаевой М.В.  Но ни объяснений, ни каких- либо действий не последовало.  Завоз грунта на участок продолжался вплоть до зимы 2012 года. Во время паводка в апреле 2012 года  весь участок был затоплен. Значительную часть грунта смыло в русло реки, чем был нанесен непоправимый вред ее экосистеме. 

Разбитая тяжелой техникой поселковая дорога обрушилась,  посреди нее образовался провал глубиной 1,5 метра, и жителям пришлось восстанавливать ее собственными средствами. Не дождавшись никаких действий со стороны местных властей,  жители  начали «бить в набат».  «Первую помощь»  нам  оказал сайт Всероссийского общественного движения «Открытый берег». Именно здесь мы нашли информацию, что делать, куда обращаться, получили много информации о законодательстве РФ по вопросам береговой полосы и наших прав на свободный доступ к ней.  На примерах других  мы поняли, что можно и  нужно бороться за свои права.

Ввиду экстренной ситуации, рассчитывая на быстрое реагирование, мы  направили заявления по электронной почте и по телефону в адрес Администрации Президента,  в региональные природоохранные органы,  в том числе в  Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру,  главе администрации Калязинского  района Ильину К.Г.

14.06.2012   Росприроднадзор  по Тверской области провел рейдовое обследование указанной территории. Факты нарушений были подтверждены, было вынесено постановление об административном наказании, а также  собственнику данного участка Садовникову А.Н. было  выдано предписание о приведении береговой полосы в естественное состояние (убрать отвалы размываемого грунта).  Но данное предписание не было выполнено, нарушения не были своевременно  пресечены.  Несмотря на то, что выполнение предписания было на контроле в Росприроднадзоре  по Тверской области, никто не контролировал его.  Нарушитель Садовников А.Н. отделался административным наказанием в виде штрафа в размере 1 тысячи рублей.   Завоз грунта продолжался, на насыпи был выстроен двухэтажный дом.

В результате бездействия чиновников  в дальнейшем преступления приобрели глобальный масштаб. В марте 2013 года в прибрежной защитной полосе и в  акватории реки Нерль  был вырыт котлован глубиной 3,5 метра размером 20х10 метров.

Работы  проводил все тот же  Крутиков В.Н. с использованием тяжелой техники. Только теперь он уже стал владельцем этого участка.   Для пресечения беззакония жители экстренно вызвали полицию г. Калязина,   главу Старобисловского с\п  Киселеву Е.В.,  инспектора по рыболовству Новикова Н.С.,  обратились в  МЧС г. Калязина и единую диспетчерскую службу администрации  Калязинского района (т.к. были выходные дни).  Письменные заявления были направлены в прокуратуру Калязинского района и в Федеральное агенство по рыболовству старшему инспектору Кисляку С.В. Впоследствии  прокуратура Калязинского района не дала нам никакого  письменного ответа. На наш запрос прокурор района Громов А.В. в устной форме сказал, что наше заявление у него забрала Тверская межрайонная природоохранная прокуратура.

Несмотря на все наши обращения, срочных  мер для пресечения нанесения ущерба  экосистеме реки Нерль  никем не было  принято. Тогда  мы обратились за помощью  в редакцию  телеканала «РЕН ТВ-Пилот». И только после опубликования информации телеканалом «РЕН ТВ-Пилот»  последовала реакция со стороны чиновников. Чиновники правосудия не боятся, они боятся только огласки в СМИ.

25.03. 2013 на место происшествия  выехали  корреспонденты  телеканала «РЕН ТВ-Пилот», сотрудники  Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры Ионов А.А. и Олейник А.А.,  глава Старобисловского с\п Киселева Е.В., представитель Росреестра  Калязинского района  Алипьев Н.К.   и зам. председателя  КУМИ администрации Калязинского района Иванов А. Н.. На сайте  http://tverigrad.ru/publication/v-tverskoj-oblasti-varvarski-unichtozhaetsya-reka была опубликована статья.  А позже еще одна http://tverigrad.ru/publication/v-tverskoj-oblasti-ostanovili-nezakonnoe-unichtozhenie-reki Был снят видеоролик и размещен в интернете.

Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела прокурорскую проверку «по осуществлению строительных работ в пойме реки Нерль и ограничению в доступе к вышеуказанному объекту. Тверская межрайонная природоохранная прокуратура направила  исковое  заявление в Калязинский суд  «с требованием  о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды».  Суд в г. Калязине  09.07.2013  удовлетворил исковое заявление,  решение суда вступило в законную силу в декабре 2013.

Но это исковое заявление  коснулось строительных работ, произведенных только в 2013 году (рытье котлована) и только на участке  Крутикова В.Н.. Часть участка к тому времени уже была продана другому собственнику Гальджеву Г.А., и она никак не фигурирует в деле.   Были проигнорированы предыдущие незаконные строительные работы в  2011-2012 годах (засыпка поймы размываемым грунтом). Прокуратура совершенно не рассмотрела вопрос бездействия чиновников природоохранных структур и органов местного самоуправления, не предотвративших преступные действия в самом начале в 2012 году, что и сделало возможным нанесение более глобального ущерба экосистеме реки Нерль. Вопрос по  ограничению в доступе к водному объекту не был рассмотрен всесторонне.  Тверская межрайонная природоохранная прокуратура  заняла позицию, что ограничение свободного доступа связано только с проведением строительных работ в береговой полосе. В действительности,  доступ к водному объекту  был ограничен и в связи  с более существенным нарушением:  участок был выделен в 2009 году   в пределах береговой полосы  с нарушением ст. 27  Земельного кодекса РФ  и ст.65  Водного кодекса РФ. Прокуратура констатировала, что данный участок,  впоследствии   разделенный    на два участка, (собственники Гальджев Г.А. и Крутиков В.Н.) , был выделен без учета 20 метровой береговой полосы   и получила объяснения у лиц, участвующих в формировании данных участков. На вопросы о том, каким образом был выделен участок в пределах береговой полосы в нарушение Земельного Кодекса ст. 27, ответы были типа « не знаю», «затрудняюсь ответить». Такие ответы давали чиновники, которые непосредственно занимаются выделением и оформлением земельных участков!   Выяснилось, что органы местного самоуправления  давали жителям  ложную информацию, объективно не рассматривали наши заявления по фактам нарушений, ответы давали с нарушением сроков рассмотрения.

Из материалов дела прокурорской  проверки нам стало известно, что изначально данный участок был якобы выделен в 1992 году  жительнице деревни Пенье, расположенной в 5 км от деревни  Окатово для ведения личного подсобного хозяйства. Однако  мы как местные жители утверждаем, что до 2011 года этот участок никем   не использовался. Более того, он не мог использоваться в хозяйственных целях  по причине особенностей ландшафта и структуры почвы, это была заболоченная пойма реки.

Также у нас есть основания полагать, что оформление участка было сделано «задним числом» с подделкой документов.  В этом вопросе много противоречий и неясностей, которые требуют расследования и разрешения.  Мы указывали Тверской межрайонной природоохранной прокуратуре на эти факты. Но она не приняла это к сведению, и не направила этот вопрос в компетентные органы для расследования.

По данным  «Центррыбвод»,  незаконные земляные и дноуглубительные работы повлекли за собой изменение среды обитания водных биологических ресурсов, выразившихся в ухудшении условий нагула и уничтожении значительных размеров кормовых запасов. Срок естественного восстановления биомассы составит  не менее трех лет. Общая сумма размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам в результате незаконного проведения земляных строительных работ в водоохраной зоне  составила 745 тыс. руб.

В настоящее время,  как не было у нас свободного доступа к береговой полосе, так и нет его. Глухой  забор был продолжен практически в урез воды сразу после суда.

20-21 марта 2014 года Крутиков В.Н.  начал  возить грунт  с использованием тяжелой техники якобы для восстановления береговой полосы. При этом  он использовал не  свой  участок,  а  прилегающую территорию, расположенную в защитной прибрежной полосе, вновь нарушая законы РФ и нанося  природе ущерб. Но по проекту восстановления были запланированы работы по перемещению грунта с помощью бульдозера из отвалов на береговой полосе (из насыпи) в прорезь реки (котлован) и уплотнение катком. Восстановительные мероприятия должны проводиться под контролем Верхневолжского территориального управления Росрыболовства.  В его заключении о согласовании   этих мероприятий указаны условия  и ограничения для их проведения. В одном из пунктов написано: «соблюдать режим использования водоохранных зон и их прибрежных защитных полос согласно ст. 65 Водного Кодекса РФ от 03.06. 2006г. №74-ФЗ». Контроля, как видим, никакого не осуществляется.

В наших обращениях мы затрагивали  вопрос о нарушениях по всей береговой полосе реки Нерль вдоль деревни  Окатово  (строительство бань, туалетов, огораживание заборами в урез воды). Но никаких обследований и проверок  других участков  природоохранными органами не проводилось.

Тверская  межрайонная природоохранная  прокуратура ограничилась только судом по незаконным строительным работам в береговой полосе и акватории реки и не решила в полном объеме все поставленные в нашем  заявлении вопросы.

Кроме этого, она препятствовала нам в ознакомлении с материалами прокурорской проверки. Две жительницы-заявители от нашей деревни дважды ездили в Тверь, и каждый раз Тверская межрайонная природоохранная прокуратура под разными предлогами запрещала им фотографировать документы.  Во второй раз дело дошло до абсурда. Их неожиданно не признали заявителями, причем до обеденного перерыва они были заявителями, а после обеда им было отказано в дальнейшем ознакомлении с материалами проверки. Как пояснила прокуратура, у них нет обращений от имени этих жительниц.  В материалах прокурорской проверки по неизвестным причинам отсутствовало заявление от их имени.  Это заявление было получено ст. помощником прокурора Олейник А.А. за ее подписью вместе  с приложением в виде пояснительной записки на 5 листах и DVD диска с фото и видео материалами. И это заявление было нами предъявлено  сотрудникам прокуратуры.  Но его не оказалось в метериалах  проверки и на основании его отсутствия было отказано в копировании. Разбирательство, кто является заявителем, отняло много времени и сил. И только, после того, как  мы попросили прокурора старшего советника юстиции Айкерекова М.М.  дать  письменный мотивированный отказ в  ознакомлении   с материалами дела,  ситуация изменилась. Было предложено сделать некоторые ксерокопии.  В итоге мы не смогли, как хотели, ознакомиться в полном объеме с материалами проверки, снять нормальные копии. Те копии документов, что сделала прокуратура, невозможно использовать в дальнейшем из-за плохого качества. Копии сделаны не всех документов, которые нам были необходимы.  Копии некоторых документов не имеют начала и конца.   Мы считаем, что это было со стороны прокуратуры  просто издевательством. Отношение было такое, как будто мы правонарушители, в результате  у нас не осталось доверия к Тверской межрайонной природоохранной прокуратуре.

Земельные нарушения приняли массовый характер не только в нашей деревне, но и по всему Калязинскому району. В водоохраной зоне каждый собственник делает, что хочет: засыпают русло, роют котлованы, строят причалы без разрешительных документов, устанавливают на берегу бани, туалеты. Никто за этим не следит, не контролирует.  Чиновники на разных уровнях не только  бездействуют, но и сами, имея свои личные интересы на берегах, нередко  используют свое служебное  положение.

Так,   в нашей деревне  Окатово начальник Калязинской РЭС  Герасимов Д.Г. имеет в аренде земельный участок в пределах защитной прибрежной зоны.  На этом участке были расположены электрические опоры  ВЛ-10кВ и трансформатор. В личных целях для освобождения своего участка  под видом капитального ремонта Герасимов Д.Г.  перенес опоры  в 2013 году.  А в марте  2014 года перенес трансформатор на 20 метров ближе к жилым домам жителей, что представляет угрозу пожара в нашей деревне, т.к. дома расположены близко.  При этом заменил  наш старый трансформатор на  другой трансформатор,  бывший в употреблении в другой деревне. Вновь  установленный трансформатор дает значительное отклонение напряжения от нормы и  уже неоднократно выходил у нас из строя. Т.е. никакого капитального ремонта не было сделано.  Все делалось только для освобождения участка в личных интересах.

Итог нашей борьбы за  законное право на свободный доступ к береговой полосе таков.  За 3 года мы прошли 2 круга обращений от Администрации Президента до органов местного самоуправления.  Мы были втянуты в бумажную волокиту, получали письма – отписки с недостоверной информацией или вообще не получали ответы.  В РФ достаточно много природоохранных структур, но законы не соблюдаются,  природа  не охраняется. Интересы и права  законопослушных  граждан тоже не защищены. Охраняются и защищаются только интересы правонарушителей. Но мы не останавливаемся и продолжаем отстаивать свои права. Мы хотим защитить реку Нерль и сохранить ее естественную красоту для наших детей и внуков”.

Наталья Пирогова, Калязинский район Тверской области

 

This entry was posted in Волга, Главная, Тверская область. Bookmark the permalink.

9 Responses to ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ, или особенности берегозахватов по-тверски

  1. Наталья Пирогова says:

    Спасибо за поддержку! Как необходима она нам, борцам за справедливость! Мы не остановимся. Сейчас нашим вопросом занимается Генеральная прокуратура. Наше заявление под контролем у Генеральной прокуратуры. 5 мая в деревню с рейдовым обследованием съехались все: Тверская природоохранная прокуратура, прокуратура, глава администрации нашего сельского поселения, судебные приставы, Рыбнадзор, начальник КУМИ Калязина, Росреестр. Все нарушения по берегу зафиксировали. Ждем, какой ответ придет из Генеральной прокуратуры.
    Старший прокурор природоохранной прокуратуры уверял нас., что проект восстановления береговой полосы будет выполнен. Посмотрим, как будет в жизни.

    • Павел says:

      Тверская область славится не только плохими – убитыми дорогами! В эти выходные , приехав в деревню Притыкино, Кимрского района увидел, что доступ к берегу Дубны и Волги перекрыт забором с надписью “Частная собственность – проход закрыт” Местные говорят , что берег скупил какой-то банкир… У меня нет слов цензурных, чтобы выразить весь мой гнев!!! Что посоветуете делать, посоветуйте… Я для начала написал запрос разобраться в Правительство Тверское, но надежды мало – на их сайте просьбы жителей о помощи в разных ситуациях, в ответ отписки…

      • Тверичанка-Новороссиянка says:

        Павел! Ответ выше: пишите “повыше”: Президенту, Генеральному Прокурору, Премьер-министру. Конечно, все обращения будут возвращаться “на круги своя”, т.е., в администрацию Тверской области, в областную Прокуратуру и пр. местные инстанции, но, если запрос, например, поступил в местные властные структуры от имени администрации Президента, поверьте, немного “будут шевелиться” местные власти. А уж если местные чиновники из Кимр, надеясь на безнаказанность, без указки “свыше”, сотворили этот беспредел, то шанс есть . Да хоть несколько человек напишите в адрес Путина В.В. (генеральная Прокуратура иногда игнорирует, а там все-таки практически всегда отвечают), по инстанциям там всегда направляют обращение. Конечно, зачастую получаем “отписки” от Краснодарской власти, но иногда, и что-то получается.

      • Ирина says:

        Писать нужно сразу в Тверскую природоохранную прокуратуру… Образцы писем висят на сайте, но если вам трудно оттуда скачивать, можем вам прислать – дайте мэйл. …А пеший проход к берегу в этом месте есть? Или забор четко по урез воды?

  2. Наталья, здравствуйте!
    Из генеральной прокуратуры ответ получили? Мы за вас тоже очень переживаем :)

Comments are closed.