ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Патриарху Кириллу

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Патриарху Всея Руси Его Святейшеству Кириллу
от российских семей, традиционно отдыхающих в посёлке Дивноморское муниципального образования Геленджик.

Здравствуйте, Ваше Святейшество.

Большинство из нас являются православными христианами и прихожанами храмов Русской Православной Церкви. Мы приходим в храмы со своими радостями и бедами и неизменно получаем здесь любовь, поддержку и утешение.

Однако жизнь порой испытывает нас и ставит перед нами вопросы, решить которые лишь собственными силами затруднительно. Именно это и подвигло наши семьи обратиться лично к Вам, Ваше Святейшество, и испросить Вашего личного неравнодушного участия в вопросе, напрямую затрагивающем нашу безопасность и безопасность наших детей.

История посёлка Дивноморское, где мы отдыхаем многие десятилетия, всегда была и остаётся связана с курортным делом, с отдыхом и оздоровлением миллионов наших соотечественников. За более чем полуторавековой период своего существования посёлок приобрёл заслуженную славу и репутацию общенационального курорта, обладающего уникальными рекреационными и историко-культурными объектами.

Наиболее известными из них являются крупнейший в мире Джанхотский бор реликтовой пицундской сосны и проходящая по его территории Старая джанхотская (щербиновская) дорога, проложенная Фёдором Андреевичем Щербиной, выходцем из семьи священника и выдающимся общественным деятелем дореволюционной России – основоположником отечественной статистической науки, членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, основателем Кубанского политехнического института, депутатом 2-ой Госдумы от Кубанской области, политическим и духовным лидером Кубанского казачества, автором фундаментальных трудов “История Кубанского казачьего войска”, “Кубанское казачество и его атаманы” и множества других.

Эта дорога, связавшая Дивноморское с посёлком Джанхот и целиком построенная на деньги Фёдора Андреевича, изначально задумывалась им как общедоступная и оставалась таковой свыше ста тридцати лет. Её двойное назначение – и как транспортной артерии, и как уникального экскурсионно-туристического маршрута – сохранялось вплоть до 70-х годов прошлого века, когда была построена параллельная автотрасса Геленджик-Прасковеевка. С той поры щербиновская дорога использовалась в качестве терренкура, а её слава поистине райского уголка для туристов и отдыхающих лишь возрастала.

Так, по данным геленджикского Бюро по туризму и экскурсиям, с середины 70-х и до момента развала СССР по ней ежегодно проходили не менее 100 тысяч официальных экскурсантов, количество же “неофициальных”, по оценкам краеведов, превышало миллион. Аналогичные данные, в частности, приводит в своей книге “Геленджику – с любовью” известнейший местный архитектор и историк Майя Макаровна Осичева, много лет отработавшая экскурсоводом на данном маршруте. Для целых поколений наших граждан отдых в Большом Геленджике давно и прочно связан именно с возможностью посетить Старую джанхотскую (щербиновскую) дорогу и вновь восхититься её неповторимой красотой.

Понимая её роль как важнейшей рекреационной зоны города-курорта, власти Геленджика и администрация санатория «Голубая даль» ещё в 60-е годы обустроили каменные лестницу и аллею, позволявшие отдыхающим и местному населению свободно попадать на Старую джанхотскую дорогу непосредственно с набережной посёлка Дивноморское. И люди, разумеется, этой возможностью пользовались: отдыхающие, особенно семейные, с удовольствием чередовали посещение пляжей и шумных набережных со спокойными прогулками по тенистым серпантинам, напоенным воздухом соснового бора. Что касается населения Дивноморского, то для него дорога была ещё и кратчайшим маршрутом к поселковому кладбищу, где покоятся родные и близкие.

События 90-х, приведшие к развалу прежней системы массового туризма и отдыха, сказались и на Дивноморском. Но даже в самые трудные для посёлка времена оставалось достаточно российских семей, для которых его уникальная природа была по-прежнему вне конкуренции. Они мирились с проблемами, встречающимися на каждом шагу, но при этом вновь и вновь возвращались к любимым и исхоженным с детства бухтам, лесам и туристическим тропам. Именно благодаря им посёлок выживал в 90-е и развивался в 2000-е, именно они, ежегодно оставляя здесь весомую часть своих семейных бюджетов, искренне надеялись на его культурное и конкурентоспособное будущее.

К сожалению, эти надежды пока не оправдались. Больше того: все, кто любит Дивноморское, сейчас испытывают глубочайший шок, главной причиной которого стало лишение отдыхающих традиционного доступа к исторически сложившимся рекреационным объектам – и прежде всего к Джанхотскому бору реликтовой пицундской сосны и Старой джанхотской (щербиновской) дороге. Её ключевой участок, непосредственно примыкающий к посёлку, оказался самоуправно присвоен и перегорожен владельцем частного особняка, возведённого на улице Голубодальской, 14.

Не меньший шок в связи с этим испытывают и коренные жители Дивноморского. Ведь данный участок дороги служил им единственным удобным и безопасным выходом в лес и к поселковому кладбищу (дорога в обход, по узкому и перенасыщенному автотранспортом прасковеевскому шоссе, в разы протяжённей и связана со значительным риском для жизни).

И мы, и жители посёлка – люди неконфликтные. Зная, что Закон на нашей стороне, мы, тем не менее, не спешили пускаться в судебные тяжбы и всецело уповали на совесть этого домовладельца и его (пусть и запоздалое) понимание, что на беззаконном попрании интересов соотечественников и подвергании их жизней опасности невозможно основывать собственные благополучие и комфорт.

Ещё большие наши упования были связаны со скорейшим завершением строительством Духовно-культурного центра Русской Православной Церкви, соседствующего с особняком на Голубодальской, 14. Мы были убеждены, что Церковь, будучи осведомлена о культурно-исторической значимости Старой джанхотской (щербиновской) дороги и её чрезвычайной важности для местного населения и отдыхающих, выступит надёжным гарантом её традиционной целостности и общедоступности.

Однако в последнее время мы всё чаще сталкиваемся с фактами, вселяющими в наши сердца недоумение и тревогу. Так, этой осенью в окрестностях Духовно-культурного центра был воздвигнут трёхметровый бетонный забор, который, вслед за таким же бетонным забором особняка на Голубодальской, 14 (а, по сути, являясь его продолжением), наглухо перегородил с двух сторон участок Старой джанхотской (щербиновской) дороги вплоть до поселкового кладбища.

Мы, Ваше Святейшество, считаем такое перегораживание совершенно неприемлемым. И тому есть целый ряд причин: как правовых, юридических, так и экономических и духовно-нравственных.

1.
Данный участок дороги расположен в административных границах посёлка Дивноморское и с позапрошлого века служит его населению единственным удобным и безопасным выходом в лес и к поселковому кладбищу, то есть, согласно Закона (пп. 9,10,12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ), является землёй общего пользования муниципального образования и не подлежит какому-либо отчуждению и перегораживанию в принципе. Одновременно он, проходя по верхней границе прибрежных ущелий, фактически представляет собой ту часть морской береговой полосы, которую Закон (пп.1,2,6,8 ст.6 Водного Кодекса РФ) рассматривает исключительно как территорию общего пользования всех граждан Российской Федерации и предназначает для их свободного и безопасного пребывания и передвижения.

2.
Установка забора в данном месте не только грубо нарушает Закон, но и вынуждает население посёлка и отдыхающих добираться до леса и кладбища в обход, преодолевая пешком двухкилометровый отрезок оживлённого прасковеевского шоссе и ежесекундно рискуя оказаться под колёсами идущего автотранспорта. Учитывая, что уже будущим летом весь многотысячный поток туристов и отдыхающих, традиционно устремляющийся из Дивноморского в сторону Джанхотского бора, двинется именно через шоссе, вероятность несчастных случаев (особенно с детьми!) здесь возрастёт многократно. Очевидно также, что каждый такой случай получит самую широкую огласку и общественный резонанс, и значительная доля моральной ответственности за произошедшее будет возложена на Церковь и её представителей. Поскольку забота о детях, их благополучии и безопасности в недавнем послании Президента провозглашены приоритетными целями всего российского общества – согласитесь, Ваше Святейшество, что допустить подобное мы не имеем права.

3.
Без обширных и легкодоступных рекреационных зон современного курорта не существует. Это – общеизвестная истина. Её давно усвоили наши соседи и конкуренты: Турция, Болгария, Румыния. Они развивают свои курорты, бережно сохраняя старые и обустраивая всё новые общедоступные лесные и парковые зоны. Они борются за каждого туриста (в том числе и российского), привлекая его возможностью полноценного общения с богатейшей природой Черноморского побережья. Джанхотский бор реликтовой пицундской сосны и посёлок Дивноморское – это части единого курортного организма, складывавшегося веками. Перерезать артерию, их естественно соединяющую – значит, по сути, уничтожить этот единый живой организм, нанести курорту и его заслуженной репутации смертельный удар. Ведь люди приезжают сюда со всех концов страны вовсе не за тем, чтобы посмотреть на чьи-то заборы и подвергнуть риску собственную жизнь. Им нужны чистые море, воздух и уникальный по красоте сосновый бор – истинная визитная карточка всего геленджикского района. Лишить их удобного и безопасного доступа к этим природным благам – значит лишить их полноценного отдыха, к которому они привыкли в Дивноморском. Мы уже сейчас наблюдаем отношение к происходящему со стороны наших друзей из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тюмени, многих других городов России – и оно, поверьте, крайне и крайне негативное. Согласитесь, Ваше Святейшество, что реакция людей на появление здесь Духовно-культурного центра Русской Православной Церкви должна и может быть совершенно другой.

4.
Вы, Ваше Святейшество, постоянно призываете россиян “не быть иванами, не помнящими родства”, говорите о важности для народа его исторической памяти и примеров нравственного поведения, в ней хранящихся. Ярчайшим примером такого поведения, безусловно, является жизнь Фёдора Андреевича Щербины – истинного патриота России и Кубанской земли. Именно сейчас, в наши дни, происходит его долгожданное возвращение на Родину: по инициативе и при участии губернатора Краснодарского края, активной поддержке казачества, Церкви и всего населения Кубани прах Фёдора Андреевича был доставлен из Праги и перезахоронен в Свято-Троицком соборе Краснодара, массовыми тиражами издаются его книги, проводятся конференции, посвящённые его научному и духовному наследию, принято постановление Главы администрации края об увековечении его памяти. В ближайшие годы начнутся воссоздание и музеефикация его усадьбы в Джанхоте – месте, где с 1910 по 1913 годы созидался главный труд его жизни, двухтомная “История Кубанского казачьего войска”. Очевидно, что Старая джанхотская (щербиновская) дорога, построенная Фёдором Андреевичем Щербиной и вот уже свыше 130 лет верой и правдой служащая людям, станет важнейшей частью будущего мемориального комплекса. Она – такой же памятник великому сыну и патриоту России, как его книги и публицистика, живой символ непрерывности наших духовных традиций.

Поверьте, Ваше Святейшество: судьба щербиновской дороги, её облик и целостность станут для очень многих наших сограждан свидетельством того, насколько искренна Церковь в своих призывах и проповедях. Согласитесь, что глухой забор, её перегораживающий – не лучшее средство от исторического беспамятства. И не самый удачный способ установления между Церковью и обществом по-настоящему добрых и доверительных отношений.

Мы, Ваше Святейшество, убеждены, что сегодняшняя ситуация вокруг щербиновской дороги – лишь недоразумение, которое нужно исправить как можно скорее. Все возможности для этого у Церкви имеются. Требуются лишь добрая воля и сила нравственного примера.

Мы очень ждём также, что именно Духовно-культурный центр Русской Православной церкви, оправдывая своё высокое предназначение, выступит с благородной инициативой сохранения и восстановления щербиновской дороги в её историческом виде, а также придания ей официального статуса памятника истории и культуры регионального значения. И тогда, возможно, наши дети и внуки будут называть её не только “щербиновской”, но и “патриаршей”.

Спасибо, Ваше Святейшество, что ознакомились с нашим Обращением. Дай Вам Бог здоровья и сил в Вашем неустанном служении на благо Отечества.

(Это письмо было передано Патриарху 2 месяца назад. Ответа нет до сих пор.)

This entry was posted in Главная, Краснодарский край. Bookmark the permalink.

59 Responses to ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Патриарху Кириллу

  1. Кирилл, но не патриарХ)) says:

    Ребят, так и что сейчас там? Патриарх ответил что нить? Суд? Забор?

Comments are closed.