О том, что проблема незаконного захвата берегов и лесов существует и разрастается, говорить, полагаем, уже не надо. А также о том, что шансы решить эту проблему и в целом, и в каждом конкретном случае очень малы. Тем не менее, опыт успешных кампаний по недопущению захватов (и даже по возвращению уже захваченного) существует. Активисты движений «Открытый берег» и «Против захвата озер» предлагают вам обобщенную стратегию действий, применение которой (при условии упорства и готовности потратить много времени и сил) дает шанс на победу.
Концепция (которую можно не читать и переходить сразу к Инструкции)
Разрабатывая планы по борьбе с врагом, нужно представлять себе, что он такое. Как мы уже не раз писали http://openbereg.ru/?p=7028 , базовая причина безнаказанного захвата территорий – к сожалению, не столько коррупция, сколько анархия и полная импотенция власти. Если бы берега можно было захватить, лишь заплатив взятку чиновникам или встроившись в «вертикаль власти», то мы, по крайней мере, знали бы конкретное место, где локализован враг (где-то в районе Кремля). Но он, к сожалению, рассеян повсюду. Беда в том, что захватить берег или кусок леса у нас может любой, кому вздумается (лишь инерция советского законопослушания мешает это сделать каждому второму). У власти и надзорных органов просто нет силовых ресурсов, чтобы помешать даже самому слабому из захватчиков. За редким исключением, когда чей-то земельный беспредел затронул интересы более влиятельных лиц (которые в этом случае просто наймут госструктуру в качестве банды «решальщиков»), чиновники не в состоянии довести до сноса ни один незаконный объект. Это, в общем-то, объяснимо: власть опасается, что в ответ на жесткие силовые действия в отношении даже незаконной собственности, она ненароком вскроет «блокиратор» на аналогичные действия со стороны общества. Причем – в любой сфере, необязательно земельной. Впрочем, нас сейчас интересует одно: как заставить власть пересилить свой страх и начать жестко действовать в отношении захватчиков. Способ тут один – поселить в ней страх еще больший. Точнее, дать понять, что в результате бездействия она может получить более опасный «очаг общественной нестабильности», нежели в ответ на свои действия. Символом возможной социальной напряженности для власти служат, разумеется, массовые протестные акции. Однако не подумайте, что мы предлагаем народные выступления в качестве универсального рецепта разрешения земельных конфликтов. Акции протеста обязательно должны быть подкреплены параллельными победами на «бумажном поле»: необходимо добиться фиксации нарушений органами исполнительной власти, прокуратуры и\или суда. Однако без символики «социальной напряженности», без страха власти за свою стабильность эти победы так и останутся на бумаге. В свою очередь, воевать совсем без «мирной», бумажной составляющей, тоже нежелательно. Ведь мы добиваемся торжества законности, а не грубой силы, не правда ли? Да и власти приятнее уступить не агрессивному натиску, показав свою слабость, но, сделав хорошую мину при плохой игре, «согласиться» с правовыми аргументами. Поэтому «бумажная» и «полевая» работа должны идти в одной упряжке. Но начинается все, как правило, с банального – отправки писем.
Инструкция
Итак, вы стали свидетелем осуществляемого\осуществленного\планируемого захвата\застройки берега\леса. Сигналом этого могут быть:
1) Построенный\строящийся забор, огораживающий берег или лесной участок,
2) Строительные или земляные работы на берегу или на территории леса, завоз строительных материалов, появление бытовок для рабочих,
3) Информация о продаже участка\участков на берегу\на лесной территории в интернете или на наружных баннерах.
4) Подготовка градостроительной документации для легализации застройки берега или леса: проведение общественных слушаний по проекту изменений в генплан или правила землепользования и застройки поселения, в результате которого берег из рекреационной переводится в «застроечную» зону, участок леса включается в границы поселения и т.д.,
5) Информация о передаче в аренду под рекреацию лесного\берегового участка, а также о процессе согласования на нем проекта «базы отдыха»,
И т.д.
Любой из этих признаков сигнализирует чуткой душе активиста, что берег\лес либо уже захвачен, либо скоро будет захвачен. Здесь важно действовать очень быстро и одновременно – грамотно, то есть пытаться получить максимум информации о нарушении. Как это совместить? Очень просто: мы оперативно сигнализируем надзорным органам о тех нарушениях, которые уже сейчас «налицо», а параллельно отправляем запросы для получения информации, важной нам для продолжения борьбы. По возможности обе эти задачи нужно совмещать в одном письме. Нужно быть морально готовым к тому, что одно письмо, увы, делу не поможет и заранее настраивать себя на длительную переписку.
Если нарушения уже наличествуют (20-ти метровая береговая полоса или лесной участок огорожены забором, либо начаты какие-то строительные\земляные работы), то
1) первым делом мы должны отправить заявление в природоохранную прокуратуру региона с требованием обеспечения доступа граждан к водному объекту\лесному участку. Напоминаем, что права доступа на береговую полосу водных объектов общего пользования нам гарантировано ст.6 Водного кодекса, а право доступа на участки лесного фонда – ст.11 Лесного кодекса.
Это заявление нужно, чтобы спугнуть неопытного захватчика в случае, если его нарушение не подкреплено вообще никакими, даже фиговыми, бумажками (и если он пока не в курсе, что реально прокуратура не в силах серьезно его наказать). А также – чтобы с помощью прокурорской проверки побыстрее получить необходимую нам информацию о нарушении.
2) Кроме заявления в прокуратуру, очень полезно направить аналогичные обращения в компетентные органы по надзору в сфере природопользования. В зависимости от ситуации, это будет либо соответствующий региональный орган (в Ленинградской области – комитет госэконадзора), либо департамент федерального Росприроднадзора. Все водные объекты, находящиеся в границах региона, поднадзорны региональному органу. Все водные объекты, расположенные в пределах одновременно двух или более регионов, поднадзорны Росприроднадзору. Лесные участки, будучи в федеральной собственности, управляются региональными властями, поэтому также поднадзорны региональному органу.
Если захват только планируется и есть время серьезно изучить нарушение, то первым делом нужно
3) Выяснить, каков статус земельного участка (и в действительности, и с точки зрения захватчика), какие правоустанавливающие и разрешительные документы в отношении его имеются. Для этого:
А) Если есть основания считать участок лесным фондом – направляем обращение в орган исполнительной власти региона, управляющим на его территории лесным фондом РФ (например, в Ленинградской области это – комитет по природным ресурсам Правительства Ленинградской области). В этом письме мы обрисовываем проблему и запрашиваем информацию о том, не относится ли осваиваемый участок к лесному фонду, находится ли он в аренде (главного пользования, то есть для заготовки древесины, под «рекреацию», под охотхозяйство и т.д.), кто арендатор, какие разрешительные документы на рубку\стройку у него имеются. Просим в случае наличия нарушения принять меры против нарушителя.
Б) Если участок (берегозахват или захват территории, для застройки не предназначенной) явно не относится к лесному фонду, то необходимо обратиться с запросом в администрацию района, на территории которого обнаружено нарушение. Вы запрашиваете, каков статус участка, в какой категории земель он относится и какой вид разрешенного использования для него определен. А самое главное, какие правоустанавливающие документы в отношении него имеются: находится ли он в собственности или аренде, и (это очень важно!) каковы его границы? По урез воды или нет? Кем, когда и на основании какого нормативного акта он передан правообладателю? Что он собирается там строить – частный дом или «базу отдыха»? Для получения информации по статусу участка также нелишне обратиться в территориальное управление Росреестра.
оз. Лассылампи, Ленинградская область
(Если захват уже осуществлен и ситуация не терпит промедления, то первыми выполняются пункты 1) и 2))
4) Не надейтесь, что вам на первую же порции писем дадут исчерпывающие ответы. Некоторые органы (особенно этим славятся районные администрации и Росреестр) могут вообще не прислать ответ, и тогда вам придется жаловаться на их молчание в прокуратуру. Однако благодаря сетевым информационным системам вы и сами, не дожидаясь ответов, сможете получить много полезных сведений. На Публичной кадастровой карте Росреестра http://pkk5.rosreestr.ru можно самостоятельно найти интересующий земельный участок и узнать некоторую информацию о нем. Еще больше подробностей можно получить в онлайн-справочной Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request и его подразделении ЕГРН https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_1 . Арендаторов лесных участков можно найти в базе данных Рослесхоза http://lesegais.ru/open-area/rent
5) Когда массив информации будет собран, в повторных письмах в надзорные органы вы сможете точно и подробно указать, какие законы в данном случае нарушены, и даже «проконсультировать» чиновников на предмет того, что им следует сделать для исправления нарушения (перечень статей Административного кодекса, которые можно применить, или формулировку для иска в суд). Да-да, не удивляйтесь: часто госорганы не только ленивы и коррумпированы, но и попросту некомпетентны. Для достижения лучшего эффекта расследование правонарушения нужно проводить за них, а чиновникам предоставлять результаты и рекомендации.
Так как конкретные ситуации могут быть очень разными, мы решили взять несколько типических (и при этом реальных) случаев и показать на них стратегию и тактику борьбы.
1) Пос. Рощино, река Рощинка. Владелец прилегающего к береговой полосе участка решил ее (береговую полосу) захватить. Договорившись с районными властями, он заказал продажному кадастровому инженеру межевание, согласно которому ширина суши «удлинилась», и формально береговая полоса оказалась под водой. А настоящая, сухопутная береговая полоса таким образом освободилась от накладываемых законом обременений. Помимо ст.6 Водного кодекса, это ст. 27 ч.8 Земельного кодекса, запрещающая ее приватизацию. В итоге администрация Выборгского района ЛО продала вышеупомянутому гражданину красивый мыс на реке прямо по урез воды. Соседка нарушителя, активист движения «Против захвата озер» Наталья Павлова, с помощью полученных кадастровых документов и межевого дела установила факт подлога. Посредством упорных действий (длительная переписка с прокуратурой и органами исполнительной власти, пикетирование органов власти, резонанс в СМИ) удалось понудить Выборгского прокурора подать судебный иск о признании сделки недействительной. Но и это не обеспечило бы победу, если бы Наталья не останавливала работы по строительству забора с помощью вызовов полиции. Ибо добиться сноса уже построенного крайне трудно. Прокурор также не выиграл бы дело без Натальи: она сама написала для него исковое заявление и прямо в зале суда передавала ему написанные на бумажке «его» доводы. В результате в 2011 году сделка была аннулирована, берег возвращен муниципалитету и ныне свободен.
2) Пос. им. Морозова, река Нева. Глава администрации Морозовского МО подделала схему правил землепользования и застройки поселения на сайте администрации, «перекрасив» рекреационную зону на берегу в участок под дачную застройку. Следом из бывших и действующих сотрудников администрации и депутатского корпуса было создано СНТ «Орешек», члены которого бесплатно получили участки на берегу. Некоторые из них – по 2, 5 и 6 штук сразу. В 2015 году была оформлена собственность СНТ на береговой участок 15 Га, началось формирование частных участков, а также рубка деревьев и земляные работы. Жители поселка и соседних садоводств объединились и начали очень активную борьбу. Пока одни вставали на пути у строительной техники, другие сообщали об этих акциях в СМИ и обеспечивали приезд тележурналистов. Параллельно бомбардировались письмами все контрольные и надзорные ведомства. Удалось заручиться поддержкой депутатов областного парламента. Резонанс достиг такой точки, что властям и прокуратуре неудобно было не отреагировать. Всеволожская прокуратура подала в суд иск об аннулировании всех операций с участком. Но и тут не удалось бы победить без консолидации большого количества жителей: они группой ходили на заседания суда, в результате чего судья (изначально настроенная против общественности) вынесла решение вернуть участок муниципалитету.
3) Озеро Нахимовское, пос. Цвелодубово. В течении 2010-2013 годов жителям и активистам движения «Против захвата озер» удалось добиться сноса нескольких секций заборов, огораживающих проход вдоль озера перед незаконным коттеджным скоплением (народное название – Прокурорский берег»). Помимо стандартных методов (тщательной и очень грамотной переписки с чиновниками, работы со СМИ), ключевыми моментами кампании были две (на момент 2013 года) акции прямого действия – проходы большой группой по берегу «сквозь» заборы с их демонтажом. В результате хозяева заборов сочли за лучшее выполнить прокурорское предписание, довершили начатый снос и теперь проход вдоль воды у хотя бы части участков открыт.
4) Озеро Чайное, пос. Токсово. Всего год простоял длинный кованый забор длиной 40м, которым хозяин дома по адресу ул. Чайное озеро, 14 отгородил не только пляж перед своим участком, но и часть озера, идущую вдоль улицы. По просьбе граждан комитет госэконадзора ЛО выдал предписание о его сносе, но токсовская администрация не торопилась его выполнять. И тогда группе из активистов «Против захвата озер», «Открытого берега» и жителей Токсово пришлось в июле 2011 года спилить забор. Как ни странно, больше его не восстанавливали.
Успешных кампаний было много. К сожалению, объем публикации не позволяет привести их все. Но сейчас главное …
…Вывод: что является залогом успеха?
1) Большое количество вовлеченных в кампанию людей, каждый из которых выполняет какую-то свою часть работы. Либо, что бывает значительно реже – невероятная активность одного человека,
2) Комбинация разножанровых действий: работа с документами, переписка с чиновниками и депутатами, суды, а также публичные действия – резонанс в СМИ, акции протеста (в том числе, если требуется, акции прямого действия),
3) Начало борьбы на раннем этапе захвата, когда забор еще не поставлен, фундамент не залит, деньги не вложены и захватчик не чувствует себя уверенным на 100%.
Это не значит, что в случае «готового» нарушения – капитальный забор, залитый фундамент дома – ничего сделать нельзя. Просто это намного сложнее, и требует вовлечения в протестную кампанию большего числа участников.
Для консультации по последующим этапам вашей «антизахватнической» кампании вы можете обратиться к активистам движений «Против захвата озер» (Ленинградская область, Петербург) и «Открытый берег» (Москва, Подмосковье):
Инструкция опубликована в журнале “Экология и право” №70
С давних времен любители пеших прогулок любили гулять вдоль черного моря по берегу. На данный момент это не возможно. В. В. Путин построив для себя, а теперь по неподтвержденым слухам для Кабаевой дачу на вершине горы, перекрыл забором с воротами проход по берегу от Джанхота возле скалы Парус в сторону д. Криница. А у подножъя построили базу МВД или ФСБ для охраны территори дачи. Местные жители говорят что экстрималы сделавшие попытку прйти по тропам на горе ловятся хорошо вооруженными силовиками на квадроциклах и Мягко говоря Сильно ругают. Сами же власти нарушают закон. Все это у берега черного моря село Просковеевка.
У нас по поводу этого объекта на сайте уже, похоже, целый раздел создан))) См. публикации в разделе “Черное море”. Мы проводили несколько акций против этой путинскйо дачи, наши люди попадали в изолятор Геленджика. Сейчас новая попытка – суд.